Почему половину всего леса в стране можно не тушить

Русский репортерОбщество

Площадь, пройденная огнем

Почему половину всего леса в стране можно не тушить

Юлия Старинова, Красноярск

Леса горят каждый год, но дым обычно сносило в малонаселенные районы. В этом году смог добрался до крупных городов и оставался там необычно долго

В этом году леса Сибири и Дальнего потеряли 15,7 миллиона гектаров. Площадь, пройденная огнем — так говорят специалисты — в 62 раза превышает территорию Москвы. Как ни удивительно, в последние годы пожары имели почти такой же размах, но только этим летом тема лесных пожаров получила такой резонанс: митинги, петиции, сотни публикаций и, наконец, пересмотр федерального законодательства. Почему это произошло?

Пик лесных пожаров обычно приходится на сентябрь, когда граждане палят сухую траву. В результате леса перестают гореть только к ноябрю. Так что 2019 год еще имеет все шансы побить мрачный рекорд 2012-го — когда сгорело 18,2 миллиона гектаров, и тем более показатели 2018-го — 15,4 миллиона гектаров.

Сэкономили

В июле и августе миллионный Красноярск накрыло дымом от лесных пожаров. Леса горели на севере, примерно в восьмистах километрах от столицы Красноярского края. Дымку от пожаров приносило в город и в прежние годы, дня на три-четыре. Но чтобы дым стоял неделями — такого не было давно.

— Так произошло не потому, что этот год оказался каким-то особенным по масштабам пожаров. Причина в направлении ветра, — рассказывает «РР» директор красноярской общественной экологической организации «Плотина» Александр Колотов. — Обычно в июле-августе в нашем регионе преобладает юго-западный ветер, он сносит дым на северо-восток, в малонаселенные районы Якутии. В этом году вышло наоборот: ветер пошел с северо-востока и принес дым в Красноярск.

От Красноярска дым направился в Хакасию и Туву, в Томск, Кемерово и Новосибирск, дошел до Поволжья и Урала, а оттуда — до западной части страны. И поскольку время шло, а дым все не уходил, жители городов узнали о том, что существуют так называемые зоны контроля и что пожары в них можно вовсе не тушить (на основании приказа Министерства природы РФ «Об утверждении правил тушения лесных пожаров» от 2015 года. — «РР»).

Доктор биологических наук Петр Цветков заведует лабораторией лесной пирологии в Институте леса Красноярского научного центра СО РАН. Он хорошо разбирается в этих приказах и может объяснить, зачем вообще было их принимать:

— Предполагалось, что к зонам контроля будут отнесены труднодоступные территории, куда очень сложно или невозможно добраться противопожарной технике, где нет населенных пунктов и объектов экономики, и,значит, огонь не угрожает ни людям, ни предприятиям. Еще один критерий определения зон контроля: затраты на тушение в них пожаров будут больше, чем возможный ущерб от огня.

Границы зон контроля регионы должны были определить самостоятельно, подготовить все документы и потом передать их на утверждение в Рослесхоз.

— Этот процесс строго регламентирован, — объясняет пресс-секретарь Минлесхоза Красноярского края Мария Хлыстунова. — Специалисты анализируют ситуацию вблизи очагов возгорания: смотрят, есть ли угроза населенным пунктам, предприятиям, просчитывают возможный ущерб. Документы направляются в региональную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она и принимает решение о том, отнести территорию к зоне контроля или нет.

Но глава лаборатории лесной пирологии Петр Цветков добавляет, что как только приказ Минприроды вступил в силу, начались перегибы на местах.

— В регионах что получилось: чиновники, чтобы избежать лишних трат и усилий, в зоны контроля стали включать не только удаленные места, но и те, что рядом с поселками, дорогами, участками, где идут рубки. Но, простите, если там работают люди и каким-то образом увозят оттуда лес, значит, и пожарная техника туда доберется! Вроде бы это очевидно, тем не менее сейчас зоны контроля охватывают у нас в стране почти половину всего лесного фонда.

В итоге уже несколько лет из соображений экономии в стране тушат лишь 10 процентов лесных пожаров. И 2019 год не стал исключением.

Десятина

Дмитрий Петров руководит волонтерским движением «Добровольные лесные пожарные Забайкалья». В этом году сезон у него открылся в феврале. Первый вызов был 28-го — загорелся лес у села Александровка. А большие пожары, от которых пострадало около 20 населенных пунктов, начались в апреле. Добровольцы тушили огонь, доставляли гуманитарную помощь в сгоревшие поселки. Побывав в этих местах, Дмитрий Петров не верит в то, что зоны контроля установлены там, где нужно: — Когда говорят, что труднодоступные пожары тушить экономически невыгодно, — меня это поражает, честно сказать. Если бы у добровольцев были возможности — транспортные, финансовые — мы бы туда поехали! Все это можно прекратить в считаные дни, было бы желание. К тому же, чтобы лес загорелся сам, без помощи человека, — это, наверное, один случай на миллион. Я ничего не скажу по поводу того, что кто-то специально леса поджигает, чтобы скрыть незаконные рубки. Но то, что в «труднодоступных» лесах оказываются люди, из-за которых начинаются пожары, — это факт.

Руководитель противопожарной программы «Гринпис России» Григорий Куксин считает, что потенциальная опасность пожаров в зонах контроля часто определяется неправильно. В итоге пожары достигают таких масштабов, справиться с которыми уже невозможно. Например, пожары в зоне контроля Верхоянского района Якутии в июне этого года можно было потушить без особых проблем. Через неделю огонь подошел к населенным пунктам. Еще через несколько дней на борьбу с ними было выделено в десятки раз больше средств, чем можно было бы потратить в самом начале.

— В зонах контроля пожары по определению не тушатся, — заявил губернатор Красноярского края Александр Усс на молодежном форуме «Бирюса» в конце июля. — Если у нас зимой холодная погода и возникает метель, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее. Нечто похожее применительно к пожарам в зоне контроля. Это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а где-то даже и вредно.

В это время в Красноярском крае горело около миллиона гектаров леса. Тушили лишь одну десятую часть пожаров.

— Когда чиновники заявляют, что лес — возобновляемый ресурс, мол, сейчас сгорел — потом вырастет, они, безусловно, лукавят, — говорит Петр Цветков. — В некоторых природных условиях пожары могут иметь позитивный характер, но это не значит, что они приносят пользу. Иногда пожары могут выступать фактором содействия естественному возобновлению. Сгорел моховой покров — обнажилась почва, семена падают и прорастают, а во мху они бы зависли и засохли, мыши и птички их бы подчистили. Существуют и так называемые пожарозависимые породы — это прежде всего некоторые виды сосен американского континента, у них шишки залиты смолой и в обычном состоянии не раскрываются, это происходит лишь во время пожаров. Но нередко бывает, что сосны сгорели, а место это заросло осиной и березой — менее ценными породами: пожары могут привести к смене типа растительности и в целом вызывать изменение видового биоразнообразия, замещение одних организмов другими.

Люди

В июле красноярские экологические активисты раздали прохожим респираторы и противогазы и пригласили прогуляться вдоль здания краевой администрации, чтобы привлечь к проблеме внимание крупных чиновников. Жительница Красноярска Марина пришла на акцию, потому что больше не могла терпеть: никогда раньше дым не стоял над городом неделями.

— Я чувствую себя разбитой и больной, многие мои родственники, знакомые — тоже, — говорит Марина. — Пожары, значит, тушить дорого, а люди потерпят, наше здоровье ничего не стоит? Раньше мы на даче спасались, но сейчас и там дым.

Во время лесных пожаров концентрация угарного газа повышается почти в 30 раз, метана — вдвое, углекислого газа — на 8%. Выбросы от пожаров усиливают и парниковый эффект.

— При определении зон контроля не учитывается ни экологический аспект, ни вред для здоровья людей, — сетует Петр Цветков. — Сердечники и астматики, маленькие дети, старики, беременные женщины крайне тяжело переносят задымление. И животные, крупные млекопитающие, скорее гибнут от дыма, чем от огня.

В нескольких сибирских регионах во время задымления ввели режим неблагоприятных метеоусловий — его устанавливают, когда в воздухе скапливаются и почти не рассеиваются опасные вещества. Например, при полном штиле. В это время промышленные предприятия обя заны сократить выбросы, чтобы снизить вред для здоровья людей. В Красноярске такой режим так и не ввели, а глава Среднесибирского отделения Росгидромета Сергей Сережкин даже покритиковал коллег из других регионов за то, что сочли метеоусловия неблагоприятными «без веских оснований».

— Вводить режим неблагоприятных метеоусловий только исходя из того, что в воздухе дымка, — это нарушение, — заявил он.

Пока Росгидромет и Роспотребнадзор утверждали, что содержание вредных веществ в воздухе не превышает нормы, краевое управление МЧС советовало горожанам не выходить на улицу без защитных масок, пить больше воды, принимать поливитамины, а с кашлем или бессонницей срочно обращаться к врачу.

Людей возмущали подобные противоречия. Одни чиновники говорят, что дышать дымом почти полезно, другие — что тушить пожары вредно. Возможно, как раз противоречия и умолчания спровоцировали протестные акции, миллионные петиции и тысячи репостов в соцсетях.

Марина пришла на протестную акцию, потому что чувствовала себя «разбитой и больной», как и многие другие красноярцы

Шаг назад

Петиция на сайте Change.org за введение в Сибири режима ЧС из-за лесных пожаров набрала 1,2 миллиона подписей, а обращение «Гринпис» «Спасем Сибирь от лесных пожаров» — больше 400 тысяч.

— Проблема лесных пожаров в стране была всегда, 2019 год не самый экстремальный в этом смысле, — говорит Григорий Куксин. — Но раньше проблему не замечали, потому что гарь и дым были где-то далеко от Москвы, от других крупных городов. От лесных пожаров страдали жители маленьких поселков, в которых ни сотовой связи, ни интернета, — они даже пожаловаться никому не могут. А в этот раз ветер принес дым в города-миллионники — и о проблеме заговорили! И это огромная удача для страны. Если сейчас что-то сдвинется в лучшую сторону, в этом будет заслуга гражданского общества, журналистов, которые смогли вникнуть в проблему и корректно ее объяснить, а также экспертов, которым наконец удалось донести до людей и до власти ситуацию с зонами контроля.

Аналоги наших зон контроля существуют везде, добавляет Куксин.

— В Северной Америке и Канаде тоже есть неохраняемые леса, и они тоже сильно горят, причем не тушат их не из экономии, а в некотором смысле из идейных соображений: там принято считать, что лесные пожары — это естественно. Но уже понятно, что подходы к этому вопросу надо пересматривать всем странам, где есть леса: это глобальная проб лема, и она требует глобальных решений. И если Россия первой решит сократить зоны контроля, она окажется на передовых позициях.

В середине августа Минприроды и Рослесхоз передали в правительство предложения с новыми мерами по борьбе с лесными пожарами. В них предлагается, например, передать полномочия по определению зон контроля с регионального на федеральный уровень, увеличить штат Авиалесоохраны, возродить авиапарк этого ведомства. И главное, сократить зоны контроля почти вдвое.

— Если есть возможность добраться к пожару, перебросить туда силы и средства, то, где бы он ни находился, его надо тушить, — сказал на недавней пресс-конференции глава Рослесхоза Михаил Клинов. — Предложения Минприроды абсолютно здравые. Они практически полностью совпадают с тем, что предлагает «Гринпис России», — отмечает Григорий Куксин. — Единственный момент, в котором есть расхождения: «Гринпис» предлагает исключить из зон контроля эксплуатационные леса — те, где в будущем планируется лесозаготовка. Если в этих лесах можно работать, то и пожары в них можно тушить. Если же они недоступны, значит, не должны относиться к категории эксплуатационных.

Александр Колотов считает, что действующее лесное законодательство стоит пересмотреть более масштабно:

— Лесной кодекс в 2006 году принимался вопреки возражениям ученых и практиков отрасли. Специалисты предупреждали, что лес будет бесхозным и безнадзорным — так и оказалось. После принятия кодекса десятки тысяч лесников остались без работы. На всю Россию их сейчас примерно столько же, сколько в маленькой Белоруссии. Профилактику пожаров и поддержание в порядке лесных участков передали арендаторам. Но предприниматели этим не занимаются. У нас лесные пожарные до сих пор работают с огнетушителями 1979 года выпуска и летают на вертолетах, изготовленных примерно тогда же. Нам нужно сделать шаг назад. Нам нужен «старый новый» Лесной кодекс. Возможно, в СССР не так много было того, что стоит повторять и копировать, но лесные отношения, действовавшие в Союзе, — это, безусловно, то, на что стоит ориентироваться.

Пока неясно, будут ли утверждены последние предложения Минприроды и Рослесхоза. Чтобы работать по новым правилам, нужно в четыре раза увеличить финансирование — с семи миллиардов рублей в год до тридцати.

Фотография: Юлия Старинова; Андрей Самсонов/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Николай I: Дон Кихот самодержавия» «Николай I: Дон Кихот самодержавия»

Несмотря на все старания, Николай I привёл Россию к поражению в Крымской войне

Дилетант
Копенгаген: Город-огород Копенгаген: Город-огород

Город, где страсть к еде пустила глубокие корни

Robb Report
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Что делать, если вам не нравится Грета Тунберг Что делать, если вам не нравится Грета Тунберг

Шведская экоактивистка всполошила мировую общественность с трибуны ООН

СНОБ
Тайна гибели академика Легасова Тайна гибели академика Легасова

В апреле 1988 года был обнаружен повесившимся Валерий Легасов

Дилетант
Неравный счет — главная причина семейных ссор? Неравный счет — главная причина семейных ссор?

Одна из основных причин конфликтов — ощущение, что мы делаем больше, чем партнер

Psychologies
Как придать объем волосам у корней: 13 простых приемов (займет буквально 5 минут) Как придать объем волосам у корней: 13 простых приемов (займет буквально 5 минут)

Не важно, какие у тебя волосы, прикорневой объем никому не помешает

Лиза
Кудрявая Маркл и брюнетка Йоханссон: как выглядят волосы звезд на самом деле Кудрявая Маркл и брюнетка Йоханссон: как выглядят волосы звезд на самом деле

Поклонники просто не узнают кумиров на фотографиях с натуральными волосами

Cosmopolitan
А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года

Илья Репин писал эту картину к 100-летию Царскосельского лицея

Дилетант
Даешь рекорды! Даешь рекорды!

Тренировки могут изменить твою жизнь

Лиза
Что задумал Павел Дуров, или Может ли Gram стать глобальной криптовалютой? Что задумал Павел Дуров, или Может ли Gram стать глобальной криптовалютой?

Способна ли криптовалюта Павла Дурова Gram стать глобальной валютой

Esquire
Как знакомство в дейтинг-приложении Badoo может перерасти во что-то серьёзное? Как знакомство в дейтинг-приложении Badoo может перерасти во что-то серьёзное?

5 проверенных лайфхаков, которые помогут перевести метч в нечто большее

Cosmopolitan
«Богатому мужчине в наше время стало сложнее жить»: один день с Рубеном Варданяном «Богатому мужчине в наше время стало сложнее жить»: один день с Рубеном Варданяном

Бизнесмен Рубен Варданян c утра до вечера устраивает марафон из 15 встреч подряд

Forbes
Как потерять все и воспитать трех миллиардеров: история семьи Мансур Как потерять все и воспитать трех миллиардеров: история семьи Мансур

В 1960-е в результате национализации в Египте Лутфи Мансур, потерял все

Forbes
«План Б»: Тимур Батрутдинов о новом шоу с Бузовой и поисках настоящей любви «План Б»: Тимур Батрутдинов о новом шоу с Бузовой и поисках настоящей любви

13 октября на телеканале ТНТ стартует новое шоу «План Б»

Cosmopolitan
«Новый папа» с Джудом Лоу и Джоном Малковичем: рецензия «Новый папа» с Джудом Лоу и Джоном Малковичем: рецензия

В Венеции показали долгожданное продолжение сериала «Молодой папа»

Esquire
Новые сложности Новые сложности

Самые инновационные часовые новинки последних лет

Robb Report
У оптимистов меньше финансовых проблем У оптимистов меньше финансовых проблем

Любой, кто настроен оптимистично, получает больше удовольствия от жизни

Psychologies
Осенний поцелуй: 10 мест для отдыха, если вы не успели летом на море Осенний поцелуй: 10 мест для отдыха, если вы не успели летом на море

Осень — отличное время для встречи с морем

Forbes
Новые адреса на бьюти-карте Москвы Новые адреса на бьюти-карте Москвы

Четыре пространства, где шопинг отличается небанальностью

РБК
Модные и бездомные: как цифровая экономика изменила стиль жизни и географию деловых людей Модные и бездомные: как цифровая экономика изменила стиль жизни и географию деловых людей

Цифровые технологии оказывают все большее влияние на нашу деловую жизнь

Forbes
Девушка с обложки Девушка с обложки

20-летняя Оксана Плечко, рассказала о том, кем мечтала стать в детстве

Grazia
Найти свое место в новой реальности Найти свое место в новой реальности

Кого из соискателей при прочих равных выбирают сегодня работодатели?

Psychologies
«Все будет хорошо, через год выйдешь»: как решалась судьба участников московских протестов «Все будет хорошо, через год выйдешь»: как решалась судьба участников московских протестов

В московских судах прошло сразу несколько слушаний по делам участников протестов

Forbes
Бизнесмен года: Тигран Худавердян Бизнесмен года: Тигран Худавердян

Человек, который привел «Яндекс.Такси» к глобальному успеху

GQ
Спортсмен года: Александр Овечкин Спортсмен года: Александр Овечкин

Звездный форвард «Вашингтон Кэпиталз» переписывает историю мирового хоккея

GQ
«Нечего надеть»: 7 главных причин этого состояния и как их преодолеть «Нечего надеть»: 7 главных причин этого состояния и как их преодолеть

Такое время от времени случается с каждой женщиной

Psychologies
12 удивительных и абсолютно научных фактов о малышах 12 удивительных и абсолютно научных фактов о малышах

Они помогут нам лучше понимать наших детей и бережнее их воспитывать

Домашний Очаг
Сати Казанова: «Всегда была, да и остаюсь непокорной» Сати Казанова: «Всегда была, да и остаюсь непокорной»

Я дважды всплакнула — сначала от возмущения, потом от понимания своей неправоты

Караван историй
Жареным не пахнет Жареным не пахнет

Сегодня уже миллионы кухонь в России оснащены вытяжками

Лиза
Открыть в приложении