«Комик — как дорогой коньяк»

Семен Шустер: Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир

Русский репортерСтиль жизни

«Комик — как дорогой коньяк»

Семен Шустер: Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир

Олеся Остапчук

Под крышей московского Vegas City Hall показывают акробатические номера, жонглируют бутылками и разыгрывают зрителей. Шоу Avizzo, которое будет идти до 25 марта, — пример того, как традиционный цирк сохраняет свою концепцию, не отказываясь от ярких костюмов и стандартных номеров. «Русский репортер» поговорил с комиком Семеном Шустером (Housch-ma-Housch) о том, востребован ли традиционный цирк сегодня и почему людей стало сложнее рассмешить

Вы выступали во французском кабаре Lido, гастролировали со своим спектаклем и вот сейчас играете в московском Avizzo — вам есть с чем сравнивать. На каком уровне находится российский цирк?

В советское время его финансировало государство. В других странах цирк существовал в основном где-то на окраинах города, его не поддерживали на таком уровне. Традиционных цирков высокого класса в мире штук десять. Поэтому наш цирк до сих пор уважают.

Разве пестрые костюмы с блестками, однотипные номера не надоели зрителю?

Нет, традиционный цирк, если он классно сделан, не может состариться. В новаторском цирке (cirque nouveau) нет костюмов, реквизита. Но целостность образа — это не блестки, это персонаж. Современный цирк, на мой взгляд, часто воспринимается как единая масса, а мне хочется увидеть личность.

На гастролях со швейцарским цирком Knie мы стояли возле оперы пять недель, без выходных. Традиционный цирк, с лошадками и шапито. И к нам ходили красиво одетые, элегантные зрители. Это высшего класса эстетика, без блесток.

Приходится ли корректировать номера, когда гастролируешь в других странах, зависит ли восприятие публики от менталитета?

В том же Lido в зале сидели люди из разных стран. У всех скорость восприятия разная. Пошутишь, кто-то засмеется быстрее, а кому-то надо осмыслить. Я в своих номерах стараюсь найти средний темп. В Avizzo главное не тормозить: чуть потерял темп — дети отвлеклись, родители стали их успокаивать, ты их уже не интересуешь.

Ваш персонаж больше на кого направлен, на детей или взрослых?

На всех. Я стараюсь, чтобы мой номер был интересен и детям, и взрослым. Взрослые могут посмеяться над ассоциацией, дети же ее не улавливают — их больше интересует сам персонаж. Например, смешит голос Дональд Дака. У меня и была задача создать своего персонажа, такого как заяц из «Ну, погоди!» или Микки Маус.

И какой же он, ваш Хуш-ма-Хуш?

В этом образе — синтез клоуна и персонажа. Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир и прийти в мой, сказочный. Мой персонаж — это я сам, но какой-то измененный, сценический.

Вы продумывали за этого героя его судьбу, как обычно делают драматические актеры по системе Станиславского?

Для сольного спектакля — да. Но в цирковом это невозможно передать: времени мало. В Lido можно показать публике образ героя, как он спит, как ест, откуда он. Визуальная комедия — это вообще предельно сложно. Да и смешить людей стало тяжелее: информации невероятное количество. Стендап-комики, сериалы, шутки в соцсетях… А у меня история без слов.

На основании чего придумываются комические сценки, где берете идеи?

Комик как дорогой коньяк — чем старше, тем лучше. Каждая деталь формируется на протяжении десятилетий. Писатель, прежде чем написать что-то, прочитает множество произведений. Так и я: хожу в театры, на выставки. В Третьяковской галерее, в Лувре можно увидеть разные образы, разных персонажей. Понемногу собирается багаж.

Лучший генератор идей — дети. Они непосредственные, им не надо ничего играть. У меня сын в пять лет сказал: «Пап, я тебе расскажу сказку. Послушай. Летела Баба-яга, упала и потеряла сознание. Полежала, отряхнулась, встала, нашла сознание и полетела дальше».

А вы сами, когда были ребенком, шутили, подражали?

Было завидно, когда другим ребятам говорили: «не клоунничай», а мне нет. Мне нравилось подражать. В классе кто-то шутил так, что все смеялись, и я думал — это лучшее, что может быть. Но мне это давалось сложно.

Мой друг смешил многих в классе, а вот на сцене у него не получалось. Тогда я подумал: есть какой-то секрет. Стал интересоваться биографией известных комиков и понял: никто из них в жизни не «комиковал». Я вне сцены тоже спокойный.

Фотография: Avizzo

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Театр Театр

Театральный обозреватель Елена Смородинова о спектаклях, которые стоит посетить

Русский репортер
Как отличить кэгэбешную «Волгу» от обычной Как отличить кэгэбешную «Волгу» от обычной

Пособие для иностранного шпиона в четырех шагах

Maxim
Стиль в деталях Стиль в деталях

Блиц-интервью с бренд-шефом Андреем Коробяком и авторский рецепт

OK!
Virgin Orbit впервые запустила ракету-носитель LauncherOne с самолета Virgin Orbit впервые запустила ракету-носитель LauncherOne с самолета

Компания Virgin Orbit впервые запустила ракету-носитель LauncherOne

N+1
Джей-Зи Джей-Зи

Правила жизни рэпера Джей-Зи

Esquire
Музыка древних: что слушали в Шумере и Древней Греции Музыка древних: что слушали в Шумере и Древней Греции

В европейской культуре есть три письменных источника

Популярная механика
По гарвардскому счету По гарвардскому счету

В МГУ уже до конца года может начаться крупная организационная реформа

Эксперт
Правила жизни Иэна Маккеллена Правила жизни Иэна Маккеллена

Гораздо приятнее быть известным как Гэндальф, чем как Иэн Маккеллен

Esquire
Хищным динозаврам в верхней юре пришлось глодать кости родственников Хищным динозаврам в верхней юре пришлось глодать кости родственников

Экосистема, в которую входили эти динозавры, была основательно нарушена

N+1
Вацлав Гавел. Жизнь в истории Вацлав Гавел. Жизнь в истории

Отрывок из книги «Вацлав Гавел: Жизнь в истории» Ивана Беляева

СНОБ
Что делает с нами самонасилие и почему мы его не замечаем Что делает с нами самонасилие и почему мы его не замечаем

Что делать, если человек сам разрушает свою юизнь?

Cosmopolitan
Керенский: первая любовь революции Керенский: первая любовь революции

Мог ли изменить ход истории глава Временного правительства в 1917 году

Дилетант
Месть Фиделя Кастро: почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам Месть Фиделя Кастро: почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам

Почему мы не понимаем, когда незнакомец врет нам в глаза

Forbes
Как программист из Ульяновска построил бизнес на $100 млн, привлек инвестиции в США и стал героем фильма Дудя о Долине Как программист из Ульяновска построил бизнес на $100 млн, привлек инвестиции в США и стал героем фильма Дудя о Долине

Руслан Фазлыев к 40 годам создал два глобальных IT-бизнеса

Forbes
Морские организмы сместили ареалы к полюсам в шесть раз быстрее наземных Морские организмы сместили ареалы к полюсам в шесть раз быстрее наземных

В ответ на глобальное потепление морские организмы мигрируют к полюсам

N+1
Бегемот, гиены и гиеновидные собаки соперничают за добычу: уникальное видео Бегемот, гиены и гиеновидные собаки соперничают за добычу: уникальное видео

Туристам удалось снять разношерстную встречу диких обитателей саванны

National Geographic
На чем ездила ГАИ в СССР. Все самые необычные автомобили На чем ездила ГАИ в СССР. Все самые необычные автомобили

Автомобили, на которых ездили сотрудники ГАИ во времена СССР

РБК
Курица мисо Курица мисо

Еда с Еленой Чекаловой

Weekend
Спокойной ночи, платежи: истории россиян, которые нашли необычные способы избавиться от кредита Спокойной ночи, платежи: истории россиян, которые нашли необычные способы избавиться от кредита

Непогашенные кредиты имеют почти 40 миллионов россиян

Esquire
Как избавиться от следов тонального крема на воротнике Как избавиться от следов тонального крема на воротнике

Парни имеют не меньше прав на макияж, чем девушки

GQ
6 неочевидных причин, снижающих мотивацию твоей команды (их нельзя игнорировать) 6 неочевидных причин, снижающих мотивацию твоей команды (их нельзя игнорировать)

Шесть не самых очевидных причин, которые демотивируют сотрудников.

Playboy
Юрий Анненков. Вкус жизни Юрий Анненков. Вкус жизни

Три страсти безраздельно владели Юрием Анненковым

Караван историй
Революции и шпионы: как изображают Россию в зарубежных фильмах Революции и шпионы: как изображают Россию в зарубежных фильмах

Какой видят Россию зрители по всему миру?

РБК
Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели” Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели”

Как разбивается о суровую реальность миф об экранопланах

Популярная механика
Руководитель Aviasales Макс Крайнов: После многомесячного заточения люди будут готовы тратить деньги на путешествия Руководитель Aviasales Макс Крайнов: После многомесячного заточения люди будут готовы тратить деньги на путешествия

Как будет восстанавливаться рынок авиаперевозок

СНОБ
Лучшие друзья девушек и инвестбанкиров: стоит ли вкладывать деньги в предметы роскоши в кризис Лучшие друзья девушек и инвестбанкиров: стоит ли вкладывать деньги в предметы роскоши в кризис

Стоит ли прямо сейчас вкладываться в драгоценности или винтажные часы?

Forbes
«Не твоя, вот и бесишься»: 8 западных звезд, которые не нравятся нашим мужчинам «Не твоя, вот и бесишься»: 8 западных звезд, которые не нравятся нашим мужчинам

Кому из голливудских красавиц досталось от российских кинозрителей?

Cosmopolitan
Гигантский прыжок космического капитализма: что значит для бизнеса отправка астронавтов Илоном Маском Гигантский прыжок космического капитализма: что значит для бизнеса отправка астронавтов Илоном Маском

Миссия SpaceX — важный символ победы частного капитала

Forbes
«В России любят миловать»: как Регина Тодоренко потеряла десятки миллионов рублей, но завоевала тысячи новых подписчиков «В России любят миловать»: как Регина Тодоренко потеряла десятки миллионов рублей, но завоевала тысячи новых подписчиков

Как быстрые и правильные шаги помогли Регине Тодоренко восстановить репутацию

Forbes
Проявить внимание Проявить внимание

Снимки, сделанные в СССР и России с конца 1940-х до наших дней

Esquire
Открыть в приложении