Семен Шустер: Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир

Русский репортерСтиль жизни

«Комик — как дорогой коньяк»

Семен Шустер: Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир

Олеся Остапчук

Под крышей московского Vegas City Hall показывают акробатические номера, жонглируют бутылками и разыгрывают зрителей. Шоу Avizzo, которое будет идти до 25 марта, — пример того, как традиционный цирк сохраняет свою концепцию, не отказываясь от ярких костюмов и стандартных номеров. «Русский репортер» поговорил с комиком Семеном Шустером (Housch-ma-Housch) о том, востребован ли традиционный цирк сегодня и почему людей стало сложнее рассмешить

Вы выступали во французском кабаре Lido, гастролировали со своим спектаклем и вот сейчас играете в московском Avizzo — вам есть с чем сравнивать. На каком уровне находится российский цирк?

В советское время его финансировало государство. В других странах цирк существовал в основном где-то на окраинах города, его не поддерживали на таком уровне. Традиционных цирков высокого класса в мире штук десять. Поэтому наш цирк до сих пор уважают.

Разве пестрые костюмы с блестками, однотипные номера не надоели зрителю?

Нет, традиционный цирк, если он классно сделан, не может состариться. В новаторском цирке (cirque nouveau) нет костюмов, реквизита. Но целостность образа — это не блестки, это персонаж. Современный цирк, на мой взгляд, часто воспринимается как единая масса, а мне хочется увидеть личность.

На гастролях со швейцарским цирком Knie мы стояли возле оперы пять недель, без выходных. Традиционный цирк, с лошадками и шапито. И к нам ходили красиво одетые, элегантные зрители. Это высшего класса эстетика, без блесток.

Приходится ли корректировать номера, когда гастролируешь в других странах, зависит ли восприятие публики от менталитета?

В том же Lido в зале сидели люди из разных стран. У всех скорость восприятия разная. Пошутишь, кто-то засмеется быстрее, а кому-то надо осмыслить. Я в своих номерах стараюсь найти средний темп. В Avizzo главное не тормозить: чуть потерял темп — дети отвлеклись, родители стали их успокаивать, ты их уже не интересуешь.

Ваш персонаж больше на кого направлен, на детей или взрослых?

На всех. Я стараюсь, чтобы мой номер был интересен и детям, и взрослым. Взрослые могут посмеяться над ассоциацией, дети же ее не улавливают — их больше интересует сам персонаж. Например, смешит голос Дональд Дака. У меня и была задача создать своего персонажа, такого как заяц из «Ну, погоди!» или Микки Маус.

И какой же он, ваш Хуш-ма-Хуш?

В этом образе — синтез клоуна и персонажа. Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир и прийти в мой, сказочный. Мой персонаж — это я сам, но какой-то измененный, сценический.

Вы продумывали за этого героя его судьбу, как обычно делают драматические актеры по системе Станиславского?

Для сольного спектакля — да. Но в цирковом это невозможно передать: времени мало. В Lido можно показать публике образ героя, как он спит, как ест, откуда он. Визуальная комедия — это вообще предельно сложно. Да и смешить людей стало тяжелее: информации невероятное количество. Стендап-комики, сериалы, шутки в соцсетях… А у меня история без слов.

На основании чего придумываются комические сценки, где берете идеи?

Комик как дорогой коньяк — чем старше, тем лучше. Каждая деталь формируется на протяжении десятилетий. Писатель, прежде чем написать что-то, прочитает множество произведений. Так и я: хожу в театры, на выставки. В Третьяковской галерее, в Лувре можно увидеть разные образы, разных персонажей. Понемногу собирается багаж.

Лучший генератор идей — дети. Они непосредственные, им не надо ничего играть. У меня сын в пять лет сказал: «Пап, я тебе расскажу сказку. Послушай. Летела Баба-яга, упала и потеряла сознание. Полежала, отряхнулась, встала, нашла сознание и полетела дальше».

А вы сами, когда были ребенком, шутили, подражали?

Было завидно, когда другим ребятам говорили: «не клоунничай», а мне нет. Мне нравилось подражать. В классе кто-то шутил так, что все смеялись, и я думал — это лучшее, что может быть. Но мне это давалось сложно.

Мой друг смешил многих в классе, а вот на сцене у него не получалось. Тогда я подумал: есть какой-то секрет. Стал интересоваться биографией известных комиков и понял: никто из них в жизни не «комиковал». Я вне сцены тоже спокойный.

Фотография: Avizzo

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Александру Сосланду, психотерапевту. О панике и карантине 7 вопросов Александру Сосланду, психотерапевту. О панике и карантине

О том, насколько опасны панические явления

Русский репортер
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Диета по зодиаку Диета по зодиаку

Начинаем готовиться к сезону коротких юбок и купальников

Лиза
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Открыть в приложении