Человеку нужен человек

Человеку нужен человек. Когда русский сериал будет интересен миру

Русский репортерРепортаж

Человеку нужен человек

Когда русский сериал будет интересен миру

Марина Ахмедова

Российский сериал «Лучше, чем люди» о конфликтных отношениях человекообразных роботов и человеческого общества вышел на видеосервисе START и онлайн-кинотеатре Первого канала и совершил прорыв на международный рынок. Он продан американской платформе Netflix и первым среди российских телепроектов выйдет под брендом Netflix Original с дубляжом на 25 языках. Беседа с генеральным продюсером проекта Александром Кесселем получилась не только о русском сериальном буме, но и о том, почему человек — не вещь

— Говорят, российские сериалы сейчас совершают какой-то рывок. Правда?

— Смотря с какой позиции на это смотреть. В российской отрасли это прорыв и чуть ли не тектонические сдвиги. А с точки зрения мировой отрасли у нас едва заметное движение. Как вы думаете, в мировом пироге бизнеса, связанного с производством видеоконтента, какова доля российского сегмента?

— Я не сериальный человек. Мне было бы сложно ответить на этот вопрос.

— Но все же, по вашим ощущениям, какова?

— По ощущениям, всего один процент.

— Вы очень близки к реальности. Это полпроцента. Ноль, запятая, пять. Люди интересуются, когда же Netflix начнет производить сериалы на русском языке, — думаю, нескоро. Вот эти российские полпроцента говорят о том, что наш рынок сильно далек от приоритетов компании, занимающейся глобальной экспансией. Пока она до России доберется, ей еще предстоит разобраться с разными «Польшами и Венгриями». Но мы действительно качественно выросли. Есть такое словосочетание travelling content. Это контент, который пересекает границы и является более-менее универсальным, интересным аудитории вне зависимости от культурного кода. Мы по этому пути тоже идем. Наверное, это каким-то образом связано с амбициями российских кинематографистов, телепродюсеров, режиссеров, артистов и драматургов, которым хочется найти свое место в глобальной киноиндустрии.

— А внутренние причины прорыва с чем связаны?

— В финансово-экономическом смысле наш рынок ограничен и в последние годы все более монополизирован. А если он монополизирован, то, следовательно, падает конкуренция на внутреннем рынке: если монополия, зачем шевелиться? Ну вот смотрите: десять лет назад у нас было много независимых продакшенов и продюсеров, а сегодня их по пальцам одной руки пересчитать. Средних и малых практически нет — все больше крупные. Потому что холдинги забрали под себя многие продакшены. А раньше они размещали в этих же продакшенах заказы на проекты для собственных платформ. Например, «Газпром-медиа» старается аккумулировать все вокруг Comedy Club Production, Good Story Media, компании «КИТ» и там производить что-то для каналов, входящих в холдинг: ТНТ, НТВ. Вот это и есть монополизация и укрупнение. Производственные циклы замыкаются, и средства «на сторону» не уходят. К свободным и независимым продюсерам заказы оттуда попадают редко или не так часто, как раньше.

— А зачем «Газпром-медиа» нужно, чтобы конкретные компании зарабатывали?

— Нужно деньги держать «в семье». Если у вас есть своя производящая структура, то вы заинтересованы большую часть заказа в ней разместить.

— Но если я заинтересована в производстве хорошего контента, это важнее для меня, чем возможность «семьи» заработать. Разве не так?

— Это вы так рассуждаете. И вроде бы снижение остроты творческой конкуренции действительно противоречит смыслу. Я думаю, что изначально за этим стоят благие намерения, связанные в том числе и с оптимизацией: приобрести талант в пользование, иметь его внутри хозяйства.

— Но разве таланты под колпаком не изживаются?

— Они под ним расслабляются. Через какое-то время имевшееся усилие и потенциал вырождаются — волка ноги кормят. А тут уже можно расслабиться. Это с одной стороны. А с другой, если вы не встроены в индустриальный поток, то вынуждены работать на всех, кто даст вам такую возможность, и ваша авторская и продюсерская компетенция развивается для построения диалога с любой аудиторией. То есть если вы работаете для канала «Россия-1», у вас свои особые способ повествования, редакторские навыки, пул авторов, равно как и идеология, смыслы, интонация, характер истории. Но когда вы вынуждены работать со всеми, это лучше тонизирует и развивает мозги команды. А когда вы работаете с одной и той же аудиторией, например аудиторией канала ТНТ, то свои компетенции вы развиваете в определенном направлении и через некоторое время уже вряд ли создадите что-то подходящее для канала «Россия-1». Крупным игрокам это и не нужно.

— А вы?

— А я независимый продюсер. Мы работаем для каналов «Первый», «Домашний», СТС, ТВ-3, «Пятый», вообще для всех. Нужен детектив — сделаем детектив. Нужна мелодрама — сделаем мелодраму. Это позволяет шире смотреть на вещи и тонко чувствовать жанровые различия. У нас азарт разговаривать с разными аудиториями.

— Вы проводите условное деление аудитории?

— Каналы его проводят. Вы же понимаете, что аудитории канала «Домашний» и канала «РЕН ТВ» не пересекаются, это разные люди. У них разные потребности с точки зрения эмоционального и даже визуального наполнения.

— И все же я помню, что еще лет пять назад люди стыдились признаваться в том, что смотрят отечественные сериалы. А теперь нет. Вы заметили эту перемену в публике?

— Еще в середине нулевых в Голливуде случилась забастовка сценаристов, и драматургическая мысль мигрировала от больших экранов в телесериалы. С США начался этот слом в отношении. Сериалы стали новым кино потому, что там драматургия стала глубже, больше внимания уделяют острохарактерным персонажам, их развитию. Кинематограф остался в большей мере визуальным развлечением.

— Может быть, прорыв российских сериалов связан с тем, что в них был нащупан смысл жизни, какая-то идеология — чего у нас в стране давно не было?

— За пару последних десятилетий у нас выросло целое поколение профессионалов. Мы учимся на ошибках, своих и чужих. Смотрим, что делают там, и это подпитывает наши амбиции. Там в процентном соотношении плохого не меньше, чем у нас. Но то, что докатывается до нас оттуда, — это вершина пирамиды, лучшие образцы кино- и сериального производства. А внизу, в основании этой пирамиды, находится такое же количество никуда не годного контента, как и у нас. Просто мы о его существовании не узнаем. И у нас все стремятся к вершине горы. По крайней мере, продюсеры, которые заинтересованы в своей репутации, которые любят своих персонажей, своих зрителей, свои истории. Для которых важна связь персонажей со зрителями. Они стараются сами себе повышать планку. И добросовестные участники рынка стараются к этой планке тянуться — время от времени у кого-нибудь из них получается. А пирамида все выше и выше поднимается, хотя гигантский объем контента является просто ежедневным топливом для телевизионных каналов. Но пока они остаются основными заказчиками у нас. Хотя в 2018 году ярко заявил о себе еще один сегмент заказчиков — цифровые платформы, онлайн-кинотеатры. И то, что представляет собой потенциальная аудитория этих онлайн-кинотеатров, дает нам надежду, что их зрители будут нуждаться в более сложном контенте. Это люди с большими культурными потребностями, более образованные, с более высоким доходом. Даниил Дондурей все призывал искать и поддерживать умного зрителя, «не бояться сложного человека». Мне кажется, цифровые платформы — то место, где мы сможем встретиться с таким зрителем.

— А как еще вы бы описали умного зрителя?

— Это человек, который начитан больше, чем среднестатистический, больше насмотрен.

— Ждала, что вы произнесете это слово — «насмотрен». Почему «начитан» у вас на первом месте?

— Важно и то и другое. Но я дам сейчас еще одну характеристику, которая существенней первых двух. Умный зритель — это человек, способный к критическому анализу того, что происходит вокруг, способный критически оценивать себя, свою жизнь, мир, свои взаимоотношения с миром. Такое далеко не всем присуще, к сожалению.

— Что больше развивает критическое мышление — начитанность или насмотренность?

— Читать, безусловно, важнее, чем смотреть. Книга стимулирует более качественный процесс осмысления — просто в силу того, что вы читаете медленнее, чем смотрите. Постигаете одну и ту же историю дольше. Если сравнивать с процессом еды, то способ получения информации и эмоционального заряда через книгу — это более тщательное пережевывание и, конечно, более качественное усвоение пищи.

— Странно слышать это от создателя сериала про роботов! Говорят, что книги в будущем умрут. А литература вообще никому не нужна.

— Но сериал наш не о роботах. Подобно тому как мультфильм про пчел и муравьев — все равно про людей. В создании своего сериала мы опирались на довольно плотный культурный слой, оставленный нам советскими и не только советскими писателями-фантастами. Начиная со Стругацких, Станислава Лема, Агопа Мелконяна и заканчивая Азимовым, Брэдбери, Хайнлайном. И, конечно, в основе драматургических решений и созданного мира лежит ранее потребленная фантастическая литература. Потребленная не только мной, но прежде всего авторами и режиссером. Так что литература очень важна. Вся статистика, которая связана с мировым кинематографом и литературой сегодня, говорит: хорошая книга имеет гораздо больше шансов быть экранизированной, чем оригинальный сценарий. Потому что хорошая книга — это уже сформированное отношение аудитории, то есть какие-то риски уже сняты, уже понятно, как массовый потребитель смотрит на изложенную историю. У нас самым успешным экранизированным автором является Иванов. Из громких его книг разве что «Ёбург» еще пока не экранизирован. А сейчас по его первой книге будет сниматься «Общага-на-Крови». Мы все смотрели недавно «Ненастье», съемки «Тобола» были завершены в прошлом году. Иванов молодчина. Он понял, что можно писать литературу в том числе и для кино, и его результативность в отношении кинематографа примерно та же, что и у авторов за рубежом. Там Мураками часто экранизируют, Ле Карре, Гришема, Бенаквисту, Фоллетта. Сейчас вот Элену Ферранте. Но и у нас есть пул современных авторов, к которым кинематографистам стоит обратиться. Я думаю, что у нас и с героями, и со смыслами в литературе все в порядке.

Александр Кессель на премии MIP Drama Screenings — престижного международного профессионального конкурса сериалов

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деревенский космос Деревенский космос

Деревенский космос — это история о собирателях ступеней ракет-носителей

Русский репортер, апрель'19
«Желание мажоритарного акционера всегда видно» «Желание мажоритарного акционера всегда видно»

Лариса Морозова — о двузначной доходности и о том, как начать инвестировать

Эксперт, июнь'19
Два по сто Два по сто

Мы видим наш юбилейный 200-й номер стоящим между двумя столетиями

Популярная механика, июнь'19
Обзор смартфона Fly View Max: недорогой, надежный и компактный Обзор смартфона Fly View Max: недорогой, надежный и компактный

Обзор смартфона Fly View Max: недорогой, надежный и компактный

CHIP, январь'19
7 признаков, что твоя девушка устала от тебя (советуем проверить) 7 признаков, что твоя девушка устала от тебя (советуем проверить)

7 признаков, что твоя девушка устала от тебя (советуем проверить)

Playboy, январь'19
Продолжение следует… Продолжение следует…

К середине января в США вернутся с каникул популярные сериалы

StarHit, январь'19
Борьба за место в продуктовой корзине Борьба за место в продуктовой корзине

Интерес потребителей к здоровой еде оживил рынок орехов и сухофруктов

Эксперт, январь'19
Как повысить тестостерон у мужчины естественным образом: 8 способов Как повысить тестостерон у мужчины естественным образом: 8 способов

Как повысить тестостерон у мужчины естественным образом

Playboy, январь'19
Виктория Толстоганова и Светлана Тегин. На одном языке Виктория Толстоганова и Светлана Тегин. На одном языке

Разговор между актрисой Викторией Толстогановой и дизайнером Светланой Тегин

Караван историй, февраль'19
Вселенная «Звездных войн»: публикуем редкие кадры со съемок оригинальной трилогии и эскизы к ним Вселенная «Звездных войн»: публикуем редкие кадры со съемок оригинальной трилогии и эскизы к ним

Несколько страниц из нового гида по оригинальной трилогии «Звездных войн»

Esquire, январь'19
Красная линия. Как разворачивается борьба за венесуэльскую нефть Красная линия. Как разворачивается борьба за венесуэльскую нефть

Красная линия. Как разворачивается борьба за венесуэльскую нефть

Forbes, январь'19
24 часа с MARUV 24 часа с MARUV

Cosmo провел сутки с певицей Аней Корсун, известной как MARUV

Cosmopolitan, февраль'19
Главные события CES: от бойни роботов до складных планшетов Главные события CES: от бойни роботов до складных планшетов

В Лас-Вегасе проходит технологическая выставка CES

Forbes, январь'19
Каково это — стрелять из ППШ, маузера, нагана, винтовки Мосина и еще девяти видов огнестрельного оружия Каково это — стрелять из ППШ, маузера, нагана, винтовки Мосина и еще девяти видов огнестрельного оружия

Мы постреляли из всего, что имеет спусковой крючок

Maxim, декабрь'18
Американский кошелек: как получить $1 млн от инвестора из США Американский кошелек: как получить $1 млн от инвестора из США

Привлечь инвестиции в стартап непросто

Forbes, декабрь'18
Расстанемся друзьями? Расстанемся друзьями?

Как завершить этап расставания с партнером

Домашний Очаг, январь'19
Windows 10 S-Mode: в чем отличия и как переключиться на Windows 10 Windows 10 S-Mode: в чем отличия и как переключиться на Windows 10

Windows 10 S-Mode: в чем отличия и как переключиться на Windows 10

CHIP, декабрь'18
Линия разлома Линия разлома

Смелый и монохромный интерьер с элементами деконструктивизма

SALON-Interior, январь'19
Дом с роялем Дом с роялем

Современный дом в пригороде Кишинёва — проект молдавского бюро Linearchitects

SALON-Interior, январь'19
Как распознать самые популярные уловки интернет-мошенников Как распознать самые популярные уловки интернет-мошенников

Как защитить себя от самых распространенных угроз в Сети

CHIP, декабрь'18
Virgin Galactic впервые достиг границы с космосом (но это не точно) Virgin Galactic впервые достиг границы с космосом (но это не точно)

Компания Virgin Galactic провела испытания нового летательного аппарата

National Geographic, декабрь'18
Алкогений: Алексей Саврасов Алкогений: Алексей Саврасов

Алкогений: Алексей Саврасов

Maxim, декабрь'18
Не сдают лицо Не сдают лицо

Сбор биометрической информации в банках оказался никому не нужен

Эксперт, декабрь'18
«Люди — хорошие, просто они запутались» «Люди — хорошие, просто они запутались»

Как автор клипов группы «Ленинград» Анна Пармас снимала «Елки последние»

Огонёк, декабрь'18
В каждой строчке только точки В каждой строчке только точки

Что объединяет Шнура и Сергея Лаврова?

GQ, январь'19
5 причин, почему «Рождественская история» на самом деле просто ужасный фильм 5 причин, почему «Рождественская история» на самом деле просто ужасный фильм

«Рождественская история» — это новогодняя сказочка, говорите?

Playboy, декабрь'18
Как выбрать горные лыжи и экипировку: ответы на главные вопросы Как выбрать горные лыжи и экипировку: ответы на главные вопросы

Как выбрать горные лыжи и экипировку: ответы на главные вопросы

Men’s Health, декабрь'18
В Москве вручили Премию РБК 2018 В Москве вручили Премию РБК 2018

В Москве вручили Премию РБК 2018

РБК, декабрь'18
Иван Шахназаров: «Я бы хотел снять кино с Хавьером Бардемом и с Марион Котийяр» Иван Шахназаров: «Я бы хотел снять кино с Хавьером Бардемом и с Марион Котийяр»

Иван Шахназаров: «Я бы хотел снять кино с Хавьером Бардемом и с Марион Котийяр»

GQ, декабрь'18
За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии

За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии

Forbes, декабрь'18