7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации

Русский репортерОбщество

7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации.

Об опасных сближениях

20 января над Подмосковьем слишком близко оказались друг к другу Боинг-737 авиакомпании «ЮТэйр» и аэрофлотовский Суперджет-100. Во многих СМИ говорят о профессионализме диспетчеров и пилотов, сумевших «развести» воздушные судна на безопасное расстояние. О том, что происходит сегодня в воздушном пространстве, «РР» рассказал директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко

1. От чего зависит безопасность рейса?

Риски могут возникать из-за недостаточно профессионально прописанных авиационных правил, из-за природных катаклизмов и метеоусловий. Факторов, способных повлиять на безопасное выполнение полета, много, например, некачественный профессиональный отбор перед начальным обучением, пробелы в теоретической и практической подготовке, нарушения технологии работы со стороны диспетчеров и правил полетов со стороны пилотов. Ну и, конечно, отказы оборудования и систем как в воздухе, так и на земле.

2. Почему происходят опасные сближения самолетов?

Часть таких событий вызвана ошибочными действиями или бездействием человека, другая часть – некорректной работой технических систем или особенностями ее эксплуатации. Вот пример: диспетчер разрешил экипажу набирать определенную высоту, но пилоты отвлеклись на решение неожиданно возникшей другой задачи и «проскочили» назначенную высоту. Если выше следует другой самолет, особенно во встречном направлении, то такая ситуация чревата возникновением опасного сближения или даже катастрофическими последствиями. Другая часть событий вызвана ложными срабатываниями оборудования, когда на самом деле сближения нет, но специальная система сигнализирует об обратном. Такие технические сбои, к счастью, бывают довольно редко.

3. Может ли быть причиной опасных сближений недостаточный уровень образования диспетчеров?

Несколько десятков лет назад за диспетчерским пультом можно было встретить и обучавшихся профессии по ускоренным программам подготовки в течение нескольких месяцев, и кандидатов наук. Сегодня ситуация другая. Современный диспетчер – это здоровый человек с высшим образованием, с хорошим владением английским языком, с отлично развитым пространственным воображением, с великолепной реакцией, с цепкой памятью и способностью удерживать в уме довольно большое количество информации, умеющий прогнозировать воздушную обстановку на ближайшее будущее и заранее решать возможные конфликты.

4. Почему же тогда участились случаи опасных сближений?

Это не совсем так. Просто сегодня такие случаи становятся известны не только непосредственным участникам события, но и другим специалистам. По количеству авиационных происшествий (в сравнении с числом выполненных рейсов, перевезенных пассажиров и покрытых расстояний) США уверенно держат первое место. Но в последний раз в авиапроисшествии в США люди гибли в 2003 году. В России – незадолго до этого нового года.

5. Существуют ли какие-то санкции для диспетчеров за ошибки в работе?

Конечно, от самой безобидной – выговора – до лишения свободы. Назову два примера из советской истории. Это посадка Ту-154 на занятую специализированными машинами полосу в Омске в 1984 году, когда из 179 человек на борту в живых остались только пятеро, и еще четыре человека погибли в снегоуборщиках. Вторая катастрофа – столкновение в воздухе из-за ошибки диспетчера двух самолетов Ту-134 под Днепродзержинском, когда также погибли 178 человек, включая футбольную команду «Пахтакор» (Ташкент). И в одном, и в другом случае диспетчеры были осуждены.

6. Как часто происходят сближения и насколько опасным был инцидент над Шереметьево?

К счастью, довольно редко. Но в январе уже зарегистрировано два таких события. Сначала 20 числа, как сообщила Росавиация, произошло срабатывание диспетчерской системы безопасности в режиме «конфликтная ситуация» между самолетами «Аэрофлота» и «ЮТэйр». Причем, уточняется, что расстояние между ними было 600 метров. Если представить, что самолеты следуют на одинаковой высоте и на встречных курсах, то 600 метров с учетом их суммарной скорости – это три секунды. За это время не то, что уклониться от столкновения – с мамой попрощаться не успеешь. А через два дня опять же в Подмосковье экипажи рейсов тех же авиакомпаний доложили диспетчеру о срабатывании бортовых систем предупреждения столкновений. Этот инцидент также расследуется.

7. Из-за чего чаще происходят авиапроисшествия – из-за техники или человеческого фактора?

Базы данных по безопасности полетов говорят о том, что с середины 1950-х до середины 1970-х количество авиапроисшествий и погибших в них людей постоянно росло. В 1972 году зафиксирован печальный рекорд: в катастрофах погибло 2373 человека. После этого международным авиационным сообществом и национальными органами гражданской авиации были предприняты серьезные меры. Кривая количества происшествий пошла вниз, а прошедший год стал самым безопасным за всю историю гражданской авиации. Но с уменьшением количества происшествий, в которых главной причиной становились отказы техники и террористические угрозы, начало расти число событий, в которых основную роль стал играть человеческий фактор. По разным оценкам, на сегодняшний день из-за неправильных действий или бездействия человека происходит около 80-85% событий, которых можно было избежать.

Вера Петухова, Татьяна Струкова
Фотография: из личного архива Сергея Мельниченко

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Контролируй это Контролируй это

Как отчетность и бесконечные проверки эффективности убивают смысл любой работы

Русский репортер
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Открыть в приложении