Театр.

Русский репортерКультура

Театр

Театр начинается с Маруси

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

«Вы читали программку? Нет? Между прочим, в программку вложен труд людей. Поэтому сейчас пусть все прочитают программку. На это уйдет ровно одна минута, мы засекали», — строгая девушка в белой рубашке и черном костюме хочет, чтобы зрители непременно узнали, кто такие Ваня, Саша, Женя и она, Маруся. Именно про это написано в программке. Маруся Сокольникова — PR-менеджер танцевальной компании «Диалог Данс» и арт-площадки «Станция». Маруся номинирована на «Золотую Маску». Не как пиарщик, пиарщикам «Масок» не дают, — как актриса. В номинации «Женская роль / Балет и современный танец». Последние семь лет Маруся пишет пресс-релизы, придумывая в случае необходимости фразы от автора, ищет деньги на привоз спектакля из Костромы в Москву, улыбается зрителям перед спектаклем («Ведь как им играть перед теми, у кого уже плохое настроение?»), вспоминает, как «Диалог Данс» получили свою «Золотую маску» («А она на самом деле из пластика, но зрителям нравится ее разглядывать!»), мечтает, чтобы зрители не спрашивали, почему в буфете нет коньяка, и на сто процентов знает, почему мы должны увидеть спектакль… А теперь Маруся еще и выходит на сцену в моноспектакле-перформансе и все это рассказывает нам.

Рассказывает о Ване и Жене — создателях компании «Диалог Данс» Евгении Кулагине и Иване Евстигнееве, признается, как боится зрителей и как хочет, чтобы они почувствовали этот ее страх. И — танцует. Со стульями и без, рисует телом слово «Маруся» и бесконечно иронизирует над собой и театром. Которым, в сущности, сама и является. Потому что без Маруси Сокольниковой, внешне бесконечно далекой от облика балерины (на своей страничке в ФБ Маруся в день спектакля выкладывает картинку с собой и балериной, подписанную «ожидание и реальность), весь этот театр был бы невозможен.

В конце спектакля Маруся выходит в красном платье с не срезанной биркой: Маруся не успевает носить платья. В ту же минуту я подскакиваю и аплодирую уже стоя. Рядом подскакивает знакомый режиссер. Не новая в общем идея — рассказать о тех, кто всегда остается за сценой — вдруг оказывается не только важным опытом, но и важным переживанием, которое случается только тогда, когда актер больше, чем актер. А уж Маруся, официально зовущаяся пиарщиком, — точно больше.

The_Marusya
Кострома, компания «Диалог Данс»
Хореограф-постановщик — Александр Андрияшкин

«Губернатор» Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова

Режиссер — Андрей Могучий

12, 13 апреля

«Губернатора» Леонид Андреев написал как отклик на убийство эсером Каляевым великого князя Сергея Александровича. Получился экзистенциальный микророман, в котором градоначальник, отдавший приказ расстрелять толпу бастующих рабочих, предчувствует и свою смерть.

Режиссер Могучий делает революцию фоном спектакля, а в центре оказывается частная история человека, пытающего говорить с собой и собственной совестью. Сценографию к спектаклю сделал Александр Шишкин; в музыкальном оформлении «Губернатора» использованы отрывки из работ Олега Каравайчука и «Симфонии гудков» Арсения Аврамова.

Лаборатория инклюзивного театра «Акустика» Томск, Театр юного зрителя

Режиссер — Борис Павлович

13 апреля

Арт-лаборатории — уникальный пример взаимодействия культуры и бизнеса, придуманный фестивалем-школой современного искусства TERRITORIA и компанией СИБУР. Суть проекта простая: в нестоличные города приезжают главные действующие лица современного театра и вместе с актерами местного театра или даже горожанами создают эскиз спектакля, который затем может стать репертуарным. В Томске режиссер Борис Павлович, номинированный на «Золотую Маску» этого года за спектакль с аутистами «Язык птиц», будет работать с актерами с нарушением слуха из театра «Индиго» и с актерами Томского ТЮЗа. А еще — искать суть театра как такового, который часто возникает там, где встречаются люди с разными возможностями и особенностями.

«Свидетели. Документальный спектакль» Казань, Творческая лаборатория «Угол»

Режиссер — Семен Серзин

18, 19 апреля

На инструктаже зрителей перед спектаклем работу Серзина характеризуют модным и уже надоевшим словом «иммерсивный». Но если вспомнить, что дословно immersive theatre — это театр вовлечения, то все вопросы пропадают. Зрители идут по закоулкам «Угла», находящегося в бывшем здании швейной фабрики, а актеры-проводники предлагают им озвучивать тексты документов, собранных драматургом Ниязом Игламовым в архивах Казани. В фокусе внимания истории двух семей — известная, описанная Евгенией Гинзбург в «Крутом маршруте», и неизвестная, звучащая в письмах обычного казанского мальчика Азата, мать которого, как и Гинзбург, была репрессирована. Впрочем, главное в «Свидетелях» — даже не документы, а ползущее по спине ощущение жути и слезы, которые пыталась сдерживать одна из зрительниц на моем показе, читая в финале письмо матери Азата.

«Бешеные деньги» Москва, Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер — Анатолий Шульев

18 апреля

Бенефисный спектакль народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой, которая сыграет роль матери привыкшей жить на широкую ногу красавицы Лидии. В роли Лидии, кстати, внучка Немоляевой, Полина Лазарева. В остальном — Островский, Москва семидесятых девятнадцатого века и полное отсутствие дидактики на сцене. Можно предположить, что спектакль Анатольева Шульева — рецепт вечера для тех, кто хочет увидеть красочные костюмы и любимую актрису в главной роли.

Фотографии: BBC Films; HBO; 20th Century Fox Television; Nightshade/Plattform/Sundance Channel; Left Bank Pictures; Андрей Мигунов/Диалог Данс; Александр Иванишин/ Театр им. Вл. Маяковского; Руслан Яковлев/Творческая лаборатория «Угол»; Глеб Кузнецов/ТЮЗ Томск; пресс-служба БДТ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Вячеславу Фатину, президенту Союза реставраторов России 7 вопросов Вячеславу Фатину, президенту Союза реставраторов России

О помощи России в реставрации Нотр-Дам-де-Пари

Русский репортер
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура» Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура»

Борис Эйфман продолжает творить искусство балета уже полвека

СНОБ
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Вечные ценности Вечные ценности

Как старинные усадьбы превращаются в современные культурные центры

Вокруг света
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Открыть в приложении