Netflix предпочитает блондинок: каким получился гипнотический фильм-коллаж о трагедии Мэрилин Монро
28 сентября на малых экранах вышла «Блондинка» — трехчасовая хроника жизни Нормы Джин Бейкер, легендарной кинодивы, которую весь мир знает под псевдонимом Мэрилин Монро. Автором сценария и режиссером картины выступил Эндрю Доминик — новозеландец, набивший руку на медитативном криминальном кино («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», «Ограбление казино», две серии «Охотника за разумом»). Кинокритик Илья Верхоглядов рассказывает о технической изобретательности «Блондинки» и о том, какой образ Монро транслирует новый байопик.
В пустоте студийного холла цокают каблуки — это юная Норма Джин спешит на актерские пробы. Она суетливо поправляет юбку, входит в продюсерский кабинет и начинает что-то робко декламировать. Старый усач недолго слушает ее, затем встает, попыхивая сигарой, и без лишних слов начинает ее насиловать.
Режиссера Эндрю Доминика следует похвалить за лаконизм: легкий сюжетный штрих во вступлении — и вот уже синефильская ретро-драма рифмуется с тревогами эпохи #MeToo. Был риск, что «Блондинка» и дальше будет прятать злободневные сюжеты в ландшафте американских 1950-х. Еще бы: история девушки, которая всю жизнь тяготилась навязанным амплуа крашеной идиотки, бодалась по этому поводу с начальством и даже одерживала какие-то локальные победы, — казалось бы, благодатнейший материал для очередного фем-манифеста. Однако в какой-то момент Доминик свернул с траектории «человек vs система» и переключился на сугубо внутренние конфликты, отдалившись от злободневной повестки. Его Норма Джин воюет не только и не столько с «мужским взглядом» и голливудским патриархатом, сколько с детскими травмами и депрессией, вызванной несостоявшимся материнством. Увы, на всех фронтах, публичных и частных, девушка терпит поражение — отсюда и трагическая