Рождена для поиска удовольствия. Миф о женской моногамности — 2
В своей предыдущей колонке колумнистка проекта «Сноб» Ольга Нечаева рассуждала на одну из самых триггерных тем — о мифе естественности женской моногамности. Многие столетия поясов целомудрия, вымазанных дегтем ворот, побивания камнями и обривания налысо свидетельствуют, на что готово общество ради сохранения этого мифа.
В книге What Do Women Want? (aнгл. «Чего хотят женщины?») писатель и журналист Дэниэл Бергнер пересматривает научные исследования и литературу по теме, опровергая привычное убеждение: женщины не созданы для множественных связей, безопасность и эмоциональная близость — самые важные факторы для женщины в сексе, и, самое главное, женщины в принципе имеют более слабую половую конституцию по сравнению с мужчинами. Это природа, а не многовековое заблуждение, убеждено общество. «Либидо женщины — его диапазон и внутренняя энергия — недооцененная и подавляемая сила даже в наше время, когда кажется, будто сексуально все запреты сняты», — пишет Бергнер.
Основой традиционного взгляда в современном мире является пока не опровергнутая теория родительских инвестиций из эволюционной биологии. Она гласит, что пол, более вовлеченный во взращивание детей (женский), будет более избирателен и придирчив в отборе ресурсного партнера, дабы обеспечить максимальные шансы потомству, в то время как менее вовлеченный в детей пол (мужской) будет стремиться повысить свои шансы на успех быть выбранным, демонстрируя ресурсы как можно большему количеству женщин. Впрочем, опровергать ее более нет необходимости: совершенно другие сдвиги общества, прежде всего в экономике и медицине, внезапно сделали «родительские инвестиции» не единственной стратегией.
Мы живем дольше, разводимся чаще, и 20-летний проект взращивания детей заканчивается к 50, в которые мы более не нянчим внуков до кладбища, а живем еще 15–20 энергичных лет. Количество сайтов знакомств для тех, кому за 50, продолжает расти, это все более активная в сексуальном плане часть общества. Согласно статистике Великобритании, 13% мужчин и женщин в возрасте от 50 до 64 никогда не были женаты и не имеют постоянной пары, и только 30% живут со своим сексуальным партнером.
Моногамия вынуждена подвинуться, чтобы как-то обозначить эти реалии. На место «и умерли в один день» постепенно приходит вполне принятая обществом «серийная моногамия». Ок, как бы соглашается общественное мнение, ну да, когда более половины браков заканчиваются разводом, отправлять на свалку стыда половину дееспособного населения странно, наверное, действительно можно иметь несколько отношений.