Как родители портят детям психику: 5 основных направлений
Были ли удовлетворены ваши психологические и эмоциональные потребности в детстве? Если да, вы уникальный счастливчик. Но скорее всего, нет, и отсюда произрастают почти все ваши проблемы сегодня. Что могло пойти не так и как не испортить психику своим детям, рассказывает эксперт.
Потребности
Различные психологические исследования подтверждают наличие у людей базовых психологических или эмоциональных потребностей. Задача психологов и консультантов сводится к тому, чтобы помочь человеку проанализировать свое состояние, осознать потребности и удовлетворить их экологичным способом, то есть не нарушив границ других людей.
Это бывает нелегко, потому что сами потребности порой противоречивы: например, потребность в привязанности и в самоидентификации. Человек может очень нуждаться в принятии со стороны близких, при этом оно ему не так сильно нужно на работе. Он может мечтать об уважении своих личных границ, например, чтобы мама не приезжала без предупреждения, но продолжать нуждаться в принятии и поддержке с ее стороны. Но это вопрос приоритизации и детализации запроса.
Родом из детства
Эта тема очень важна, ведь нарушением или удовлетворением эмоциональных потребностей в детстве будут объясняться многие, если не все, психологические проблемы человека уже во взрослом возрасте.
Конечно, как говорят специалисты в области схематерапии, «дезадаптивные схемы» могут иметь разный формат и анамнез
То есть последствиями неудовлетворения в той или иной степени эмоциональных потребностей может стать серьезная травма, влияющая на все аспекты жизни человека, которая будет искажать картину мира, сильно влиять на поведение и отношение человека к миру. Она может строиться на основе воспоминаний или эмоций, а может исходить из телесных ощущений.
А может быть, какой-то один проблемный эпизод будет не просто «фонить» из прошлого, а и гипертрофироваться в разные неадаптивные, мешающие полноценно жить мысли и приводить к последствиям, которые кажутся необратимыми. Сюда можно отнести страхи, тревоги, беспокойства, фобии.
Список базовых эмоциональных потребностей
-
Безопасная привязанность
-
Автономность, компетентность, самоидентичность
-
Разумные ограничения и самоконтроль
-
Свобода выражать действительные потребности и эмоции
-
Удовольствие, спонтанность и игра
Последствия нарушения эмоциональных потребностей могут затрагивать отношения человека с самим собой, а могут — с другими людьми. Давайте углубимся сегодня в эту тему.
1Безопасная привязанность
Что формирует у ребенка привязанность?
Ощущение заботы, наличие поддержки, сочувствие и сопереживание, исходящие от кого-то значимого, и, конечно, уважение. Родители иногда забывают о последнем, но очень важно помнить: как бы сильно вы ни любили ребенка, он отдельная личность, со своими правами, чувствами и мнением, которое нужно уважать и воспитывать бережно.
Как можно нарушить привязанность?
Игнорированием проблем, безразличием к физическим и эмоциональным потребностям, насмешками и угрозами (вместо поддержки и сочувствия), неуважением и уничижением, пренебрежением к мнению.
Очень многие взрослые сейчас страдают от последствий нарушенной привязанности в детстве. Потому что раньше был популярен довольно холодный стиль воспитания, который не позволял проявлять негативные и даже позитивные эмоции открыто. Дети не должны были перечить взрослым, их мнение не должно было идти вразрез с мнением учителя. Спорить было просто неприлично.
Распространенным явлением была «условная любовь», когда ребенку за промахи и оплошности, свойственные детскому возрасту, объявляли: «Ты мне не сын» или «Мне не нужна такая дочь».
Ребенок понимал, что такой, какой он есть, он взрослому не нужен и тот им не дорожит
Только если выполнить какие-то условия, будет шанс заслужить принятие. Это, естественно, далеко не про формирование и сохранение здоровой привязанности. Во взрослом возрасте такие люди часто страдают паническими атаками и не могут создать полноценную семью, потому что не доверяют и изводят ревностью партнеров. Ведь они не верят, что их можно любить просто так.