Россиянам стало сложнее получить ипотеку: почему банки теперь реже одобряют заявки
Снижение стоимости ипотеки подтолкнуло россиян к тому, чтобы активнее обращаться за ипотекой, в первую очередь онлайн. Однако к резкому росту выдачи ипотеки это не привело, а уровень одобрения даже снизился. Что тормозит банки?
В июле, который стал одним из трех месяцев с максимальной выдачей ипотеки за всю историю российского рынка, российские банки обработали через онлайн-каналы на 24% больше заявок на получение ипотечных кредитов, чем в марте 2020 года, посчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Количество заявок через офлайн-каналы, напротив, снизилось на 15% по сравнению с мартом этого года. Впрочем, пока число одобрений в онлайне по-прежнему в 3,5 раза ниже, чем в офлайне, и оно снижается. В июле уровень одобрения заявок на получение ипотеки онлайн составил 21,3% (то есть одобряли примерно каждую пятую заявку онлайн) против 43% в марте. Для сравнения, в офлайне в марте банки одобряли 68,7%, в июле 59,3% заявок.
По оценкам бюро кредитных историй «Эквифакс», в июле 2020 года в целом уровень одобрения заявок на получение ипотечных кредитов (онлайн и офлайн) остался на уровне июня — 69%, по сравнению с мартом он снизился на 9 п.п., сообщил генеральный директор «Эквифакс» Олег Лагуткин.
Ставка на онлайн
Рост числа заявок онлайн отмечают во всех банках из 15 крупнейших на рынке ипотеки, предоставивших комментарии Forbes.
В Сбербанке все заявки на ипотеку принимаются в электронном виде на платформе «ДомКлик», который используют также и менеджеры в отделениях Сбербанка. Если в марте клиенты Сбербанка подали 182 128 заявок на ипотеку, то в июле - 311 687 заявок.
В ВТБ в июле подано свыше 86 000 заявок, из которых через онлайн-каналы — порядка 21%, что на 2 п.п. выше, чем в марте. В апреле ВТБ первым в стране провел полностью дистанционную сделку. В банке отмечают рост заинтересованности клиентов в онлайн-сервисах в крупных городах и считают, что в ближайшие годы на онлайн-выдачу ипотеки будет приходится треть продаж.