New look и сериал «Mad Men»: Louis Vuitton FW 10, Prada FW 10, Lanvin FW 09, Alexander McQueen FW 09
Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой
В прошлый раз мы писали об историзме и говорили, что не следует путать кринолины эпохи людовиков с кринолинами эпохи Диора, периодически заполняющими подиумы. Последний такой бурный всплеск интереса к new look и вообще моде середины века случился примерно 10 лет назад, причем по вполне конкретному поводу — после выхода сериала «Mad Men». И это любопытнейший и довольно редкий в наше время пример прямой связи моды и современного ей искусства.
Первый сезон «Mad Men» вышел летом 2007 года, и уже ко второму он превратился в социокультурное явление. Но первый эффект, им произведенный, стал заметен именно в моде — работа художницы по костюмам «Mad Men» Джени Брайант была настолько выдающейся, что ее воздействие на манеру одеваться можно сравнить только с работой Патриши Филд в «Sex & The City», которая научила всех mix & match. Только работа Джени Брайант была более сложной и виртуозной — она не просто одела всех героев исторически корректно или даже исторически эффектно, она нашла визуальный эквивалент эпохе и среде, показав глазами поп-арта заполненный товарами мир ранних 60-х, в котором живут люди с Мэдисон-авеню, присваивающие и продающие эти товары. Этот поп-артовский взгляд на стиль эпохи оказался не только остроумным и концептуальным, но и дал такую выпуклость, резкость и остранение образам героев — как у вещей и людей на картинах Уорхола,— что эффект был моментальным и сильным. Про костюмы героев писали статьи серьезные издания, глянец выпускал одну за другой подборки «как одеться в стиле героев „Mad Men”», спрос на винтажный new look резко вырос, и улицы больших городов наводнили девушки и женщины в юбках-венчиках. Первым на это отреагировал, конечно, масс-маркет, и витрины стрит-фэшн-брендов стали похожи на документальные выпуски Pathe примерно 1960 года, но через пару сезонов подтянулся и люкс.
Главный кринолиновый взрыв случился в сезоне FW 2010. «Mad Men» не ограничивался, конечно, new look, там был вообще весь спектр моды 60-х, но кринолины появились сразу, в первых сезонах, и стали зримым выражением той самой идеи женственности — практически вечной женственности,— которая в массовом сознании стоит за new look. Так будет выглядеть коллекция Louis Vuitton FW 10, исполненная Марком Джейкобсом со всей свойственной ему прямотой взгляда, лишенного всякой рефлексии. Вся коллекция будет состоять именно из кринолинов в комбинации с остроносыми лодочками с бантиком, глубокими декольте, вырезами лодочкой, воротниками шалькой, затянутыми на талии поясами и сумками-саквояжами. Откроет показ Летиция Каста, закроет — Эль Макферсон, и, за исключением некоторой незначительной игры с линией талии и объемами жакетов, это будет совершенно незамутненный гламур середины века в его американском виде.