Смотрите, что нашли
За последние несколько месяцев мир обогатился несколькими произведениями, которые дополнили наши представления о живописи прошлых веков
Сегодня творчество большинства художников прошлого достаточно хорошо изучено, каталогизировано и описано. Поэтому открытие новых работ, особенно если речь идёт об авторах первого ряда, всякий раз становится большой новостью.
В Шотландии обнаружили ранее неизвестный автопортрет Винсента Ван Гога. Специалисты Национальной галереи готовили работу Ван Гога «Голова крестьянки» 1885 года к предстоящей выставке «Вкус импрессионизма» в Королевской академии Эдинбурга. Неожиданно рентгенографическое исследование показало, что на оборотной стороне холста находится эскиз автопортрета художника, скрывавшийся за слоями проклеенного картона.
Ван Гог часто использовал обе стороны полотен из экономии, поэтому специалистов расположение автопортрета не удивило. А вот что удивило, так это возможное время создания — велика вероятность, что найден самый ранний из когда-либо написанных Ван Гогом автопортретов. На нём хорошо видно левое ухо, которое художник отрезал себе в 1888-м, то есть три года спустя, поэтому создан он, скорее всего, в годы пребывания Ван Гога в Нюэнене (1983–1985). До сих пор самыми ранними считались автопортреты, написанные в Париже после 1886 года. На выставке полотно экспонируется в специальном лайтбоксе, позволяющем увидеть автопортрет. Позже реставраторы начнут кропотливую работу по отделению картона от холста. Рентгеновские лучи помогли открыть и новые работы Амедео Модильяни.
В музее Гехта при Университете Хайфы под слоями краски на картине «Обнажённая в шляпе» эксперты нашли сразу три неизвестных ранее эскиза. Исследование также проводилось перед выставкой — «Обнажённая» должна была поехать в Фонд Барнса в Филадельфию.
Эта картина 1908 года и так была необычной — на её обороте находится чуть более ранняя картина Модильяни «Портрет Мод Абрантес» (та же модель, что и в «Обнажённой в шляпе», близкая подруга и натурщица художника), причём в перевёрнутом виде. Ещё 20 лет назад куратор Офра Гури-Римон заметила под изображением Мод очертания другого женского портрета. Только теперь оказалось, что Модильяни сначала писал портрет этой загадочной женщины, причём сделал три эскиза, однако решил не сохранять картину, размыл её цветом и перевернул на другую сторону, где и начал рисовать Мод.