Умер Жан-Люк Годар. Вспоминаем 7 фильмов основоположника «новой волны»
Франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар добровольно ушел из жизни с помощью процедуры эвтаназии. Его называли одним из основоположников французской «новой волны». «Сноб» рассказывает о семи фильмах режиссера — от известной картины «На последнем дыхании» до замысловатого видеоэссе «Книга образов»
Французская «новая волна»
13 сентября умер франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар. Его называют одним из основоположников французской «новой волны». Имя Годара стоит рядом с такими режиссерами, как Франсуа Трюффо, Жак Риветт, Эрик Ромер, Клод Шаброль. Эстетика и концептуальность фильмов французской «новой волны» отличалась тем, что кинодеятели намеренно отказывались от восприятия фильма как продукта киноиндустрии и настаивали на понимании его как выражения идеи творца — режиссера. Кинокритик Владимир Лукин писал, что «новая волна» вывела французское кино «из душных павильонов на улицу». Это течение в том числе повлияло на формирование «нового Голливуда» и таких режиссеров, как Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен. Точкой отсчета «новой волны» считают 1959 год, когда на Каннском фестивале показали фильм Алена Рене «Хиросима, моя любовь» и фильм Франсуа Трюффо «400 ударов». Через год появился еще один революционный фильм — «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара.
«На последнем дыхании», 1960
Дебютный фильм режиссера. Главный герой Мишель Пуакар, роль которого исполнил Жан-Поль Бельмондо, зарабатывает на жизнь кражей дорогих машин, особо не беспокоясь о последствиях. Однажды, чтобы избежать допроса, он убивает полицейского — и в его жизни начинаются неприятности. В основе сюжета — реальная история мелкого преступника, угнавшего автомобиль и застрелившего полицейского. В 1952 году история этого преступления облетела все французские бульварные газеты. Годар снимал фильм без сценария: все диалоги режиссер писал ночью перед утренней сменой и переписывал их во время репетиций.