Магия больших денег
В рамках рубрики мы начинаем проект «Глобальные русские». Открывают его Александр Коноплястый и Михаил Салонтаи, сооснователи международной венчурной компании Flashpoint, которая в этом году запустила фонд Flashpoint Secondary Fund на $200 млн. Головной офис компании — в Лондоне. Но начиналось всё в общежитии МГИМО в конце 1990-х.
В 2016 году на экраны вышел сериал «Миллиарды» о главе хедж-фонда Axe Capital Бобби Аксельроде. По популярности он конкурировал с «Карточным домиком». Интересно, что наши герои «Миллиардов» не видели. Вернее, в кино не видели, а в жизни — хоть отбавляй. История Александра Коноплястого и Михаила Салонтаи и без того походит на финансовый триллер. Когда сериал будут снимать про Flashpoint, то начнётся он с общежития МГИМО, где наши герои и познакомились. Александр к моменту поступления в МГИМО успел пожить в Киеве, Азербайджане, Петербурге и Восточном Берлине (это всё заслуги отца-военного), плюс год учился в Америке. Михаил вообще все школьные годы провёл между Будапештом и Москвой. «За десять лет я успел сменить 9 школ, — рассказывает Салонтаи. — Плюс всегда был самым маленьким в классе: и по росту, и по возрасту. Я вообще считаю, что человек лучше развивается в жёстких условиях, вне зоны комфорта. Я всё время оказывался вне этой зоны». Оба поступили на факультет МЭО (международных экономических отношений).
И уезжает жить в Лондон
После третьего курса МГИМО Александр Коноплястый проходит конкурс и получает место стажёра в PricewaterhouseCoopers (PwC). «Там платили $300 в месяц, это были гигантские деньги, немыслимые». После института он поступает на работу в лондонский офис Morgan Stanley и начинает заниматься Telecom & Media.
В начале пятого курса МГИМО Михаил Салонтаи вместе с Александром тоже попал в PwC: «В те времена это называлось стажировка, но по сути это была та же работа, просто платили в три раза меньше, а то, что мы оказались вместе в общежитии, сыграло колоссальную роль. У нас появилась здоровая, хорошая конкуренция. Саша первым получил ту работу, о которой мы мечтали. Тут я окончательно понял, что мне нужно в инфото: архив Flashpoint вестиционный банк, быстро осознал, что менеджмент-консалтинг — не моё». В банк «Ренессанс Капитал» был сумасшедший конкурс, но Салонтаи подчёркивает, в жизни должно быть везение: «Это было какое-то правильное по счёту собеседование. И я так хорошо его прошёл, что «Ренессанс» взял меня, несмотря на сложности с оформлением, ведь я никогда не был гражданином РФ, у меня был венгерский паспорт». Повезло и в том, что в 2004-м банк ещё только начинал расти: «Приди я в 2008-м, то оказался бы 250-м по счёту “джуниором”. К моменту глобального финансового кризиса в банке числилось более тысячи сотрудников, зарабатывались фантастические деньги». То есть в Лондон ехать было необязательно? «Повезло ли Александру, что он уехал в Лондон? С одной стороны, да, получил международный опыт, с другой, бешеная конкуренция, да и русских там не жаловали. А в России рынок рос, легче было монетизировать свой талант». Вот как Александр вспоминает то время: «Работали в Morgan Stanley 24/7. Но тогда и платили много. Начав в 23, к 35 годам ты мог стать управляющим директором, заработав свои $30 млн. Решение уйти из Morgan Stanley сейчас выглядит безумием. Но тогда мне так не казалось». К 2006 году оставалась всего пара лет до получения британского паспорта, но Александра и это не остановило. Ему хотелось игры на первых ролях, ответственности, принятия решений. В России с этим, казалось, не было проблем. Он соглашается на предложение о работе в инвестиционной банковской компании UBS. Спустя три года он уйдёт и оттуда, когда не получит после суперуспешного 2008 года положенного бонуса.