5 ошибок основателя ManyChat Микаэла Яна
Микаэл Ян придумал ManyChat в середине 2015 года — именно тогда Telegram запустил платформу для создания ботов и открыл доступ к API. Идея создать позволяющий бизнесу общаться через мессенджеры сервис казалась перспективной не только фаундерам. Через пару месяцев ManyChat попал в американский акселератор 500 Startups и получил от него $100 тыс. Весной 2016 года Марк Цукерберг позволил создавать ботов на базе Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger, и тогда Ян решил сосредоточиться на нем. Сейчас его компания — это мировой лидер по количеству подключенных бизнесов и отправляемых сообщений. Офисы ManyChat находятся на двух континентах, а количество привлеченных инвестиций превышает $23 млн. В интервью Inc. Russia Микаэль Ян рассказал, какие ошибки совершил за последние пять лет существования сервиса.
1Не разобрался, где искать первых клиентов
ManyChat начинался с идеи о том, что люди захотят делать рассылки в Telegram. При этом Telegram-каналов, то есть возможности отправить one-to-many сообщение, тогда не было. Буквально через неделю после того, как появилась идея, мы запустили MVP. У нас не было ни веб-интерфейса, ни приложения, только бот, который позволял строить других ботов. Первые несколько недель мы не могли получить трекшн, и я решил «в холодную» писать админам групп «ВКонтакте». В итоге из 50 человек половина вообще не ответила, а другая сказала: «Спасибо, нам это не интересно».
Идеей заинтересовался только один владелец паблика, у которого было сообщество на 200 тыс. человек. Чтобы запустить первого бота-рассыльщика и собрать подписчиков, мы опубликовали пост в его группе. Но это был 2015 год и фразы «подписывайтесь на нас в Telegram» тогда не существовало. Люди просто не понимали, что ты имеешь в виду. В итоге из 200 тыс. человек на бот подписались только мы с моим кофаундером Антоном Гориным, админ группы и еще один случайный чувак.
Мы попытались «в холодную» пойти за клиентами, а правильным решением было рассказать о себе на всевозможных форумах и сервисах типа Product Hunt, чтобы люди, которым интересен Telegram, нашли нас сами. Так пришли первые 50–100 человек и привели свои аудитории. После этого начался виральный рост. Когда человек подписывался на бота, ему сразу приходило сообщение: «Хочешь создать своего бота? Используй ManyChat».
2Переоценил значимость конкуренции
Когда появилась возможность автоматизировать переписку на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger, многие компании в нашей области начали поднимать инвестиционные раунды. Сначала я не сильно переживал, но каждую неделю о закрытии еще одной сделки объявлял очередной стартап, и в какой-то момент это начало на меня влиять. Главный ресурс фаундера — это вдохновение, но если тебя переполняет тревога, ты его лишаешься.
Помню, как я подошел к одному из наших менторов и спросил: «Все поднимают миллионы, а у нас только несчастные $100 тыс. от 500 Startups. У конкурентов больше денег и людей. Как мы победим?» Тогда наш ментор сказал: «Классно, что у других есть деньги и люди, но им все равно нужно сделать крутой продукт». Тогда я принял решение игнорировать поток информации про конкурентов и сосредоточиться на своих клиентах. Я перестал читать новости и следить за обновлениями других платформ, потому что это влияло на мое представление о рынке, о продукте и о том, куда нам стоит двигаться. У Деса Трейнора была отличная мысль на эту тему: «Вы смотрите на продукт конкурентов и думаете: „Блин, у них есть и аналитика, и репортинг, и интеграции“. А конкуренты в этот момент сидят и думают: „Блин, нахрена мы вообще сделали аналитику,