Режиссер Юрий Муравицкий — о «Слуге двух господ» и Театре на Таганке
В апреле в Театре им. Пушкина прошла премьера спектакля «Слуга двух господ» в постановке Юрия Муравицкого. Его постановки сегодня можно увидеть во многих театрах России, от Москвы до Омска и Нового Уренгоя. С декабря 2021 года Муравицкий — главный режиссер московского Театра на Таганке. В интервью «Снобу» он рассказал, как заставить пьесу Гольдони звучать современно и какую роль театр играет в современном обществе.
Расскажите о своем последнем спектакле в Театре имени Пушкина. Кажется, эту пьесу теперь ставят не часто.
Спектакль «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони — для меня это прежде всего очень большая и непростая работа. Иллюзия легкости, воздушности, которая возникает от того, что происходит на сцене, конечно, приятна, она и была нашей целью, но нужно понимать, что это полгода тяжелой работы вместе с актерами, режиссером по пластике и специалистом по акробатике. Мы ставили спектакль абсолютно не в российской театральной традиции. Этот спектакль, и вообще театр, которым я занимаюсь, — это традиция в большей степени возрожденческая, барочная, это театр Шекспира, Мольера, Лопе де Вега, Гольдони, Гоцци. Эта театральная форма у нас, в России, не сильно распространена. У нас традиция театра психологического, реалистического, театра, который построен на отождествлении актера с персонажем. Чтобы добиться легкости, которая необходима для работы с возрожденческими и барочными текстами, а также для древнегреческих комедий, фарсов и так далее, с российскими актерами нужно очень долго и терпеливо работать.
Как вы выбираете материал? Почему взяли «Слугу двух господ» Гольдони?
На самом деле, чаще всего не я выбираю материал, а он меня. Например, ставить «Тартюф» в Театре на Таганке мне предложила Ирина Викторовна Апексимова. «Ревизора», которого я поставил в Варшаве, мне предложил худрук Варшавского драматического театра Тадеуш Слободзянек. И ставить «Слугу двух господ» в Театре имени Пушкина мне предложил худрук театра Евгений Александрович Писарев.
Конечно, для меня это был вызов, потому что для меня эталоном является спектакль Джорджо Стрелера. С этого спектакля, наверное, для меня в принципе началось серьезное увлечение театром, и именно этой его эстетикой. Я прочитал книгу Стрелера «Театр для людей», проникся его идеями. Тем более он считал себя учеником Бертольда Брехта, которого я тоже очень подробно изучаю и считаю, что развиваю именно его метод.