Почти ровесники: как жизнь оказалась ненамного младше Земли
Новое исследование подтвердило, что окаменелости в древнейших осадочных породах имеют биологическое происхождение. Это означает, что жизнь — почти ровесница нашей планеты
Обнаруженные в Канаде окаменелости претендуют на статус древнейших следов жизни на Земле. Им от 3,75 до 4,28 млрд лет, что лишь немного меньше возраста планеты (около 4,5 млрд лет). Новое исследование, опубликованное в журнале Science Advances, подтвердило, что эти ископаемые — продукт жизнедеятельности микробов. Теперь ученым предстоит ответить на вопрос, как жизнь успела зародиться в столь краткий срок.
От устья к истоку
Когда-то грань между живым и неживым казалась призрачной. Средневековые мыслители всерьез верили, что мыши сами собой зарождаются в грязном белье, а личинки мух — в гниющем мясе. Опыты, впервые проведенные в XVII веке, привели к противоположному выводу: все живое происходит от живого. И чем глубже наука проникала в устройство природы, тем яснее становилось, насколько самая примитивная живая клетка сложнее любого неживого объекта. Когда из научных построений была изгнана фигура Творца, вопрос происхождения жизни встал со всей остротой. Если живая и неживая материя так отличаются, как одна могла произойти от другой?
Правда, еще в начале XX века Вселенная считалась не имеющей начала и в целом неизменной. Да, говорили астрономы, каждая отдельная планета или звезда рождается, живет и умирает, но на смену ушедшим поколениям светил приходят новые. История космоса представлялась бесконечным и безначальным круговоротом неотличимых друг от друга эпох. И многие ученые полагали, что в этом вселенском вихре живое всегда существовало рядом с неживым, путешествуя от планеты к планете в виде неких зародышей или спор. У жизни, как и у мира в целом, просто не было начала.
Но успехи космологии XX века показали, что у Вселенной, какой мы ее знаем, начало все-таки было. Нельзя сказать, что до Большого взрыва не было ничего, но жизни-то уж точно не было (равно как планет, звезд и даже атомов). Так что, как ни крути, живое произошло от неживого. Но как?