Никто не хотел защищать
Дело о похищении и уничтожении Казанской иконы Божией Матери слушалось в Казанском окружном суде 25 ноября 1904 года. Оно привлекло огромное внимание публики по всей стране, да и сегодня, по прошествии почти 120 лет, продолжает будоражить воображение любителей загадок и поисков пропавших ценностей.
История иконы
Обретение одной из самых чтимых в русской православной традиции икон произошло в XVI веке после страшного пожара в Казани, уничтожившего немалую часть города. По словам священника казанской Гостинодворской церкви Ермолая, позже принявшего монашество и ставшего знаменитым в годы Смуты патриархом Гермогеном, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и велела указать людям на место на пожарище, где под землёй на метровой глубине и была обнаружена икона. Её участие в событиях Смутного времени, закончившихся изгнанием интервентов и восстановлением государственного порядка, сделало святыню одной из наиболее почитаемых в России.
В 1649 году местный московский праздник 22 октября в честь чудотворной копии с явленной иконы Казанской Божией Матери делается, по указу царя Алексея Михайловича, общероссийским и празднуется торжественно по всей России «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса святыни при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь с соответствующим посвящением. Позже в её честь были названы сотни храмов и монастырей по всей бывшей империи.
История странствий оригинала иконы к XIX веку была уже весьма запутанной, но официальная точка зрения, подтверждаемая большинством исследователей, всё-таки помещала её в Казанский Богородицкий девичий монастырь. Именно оттуда в ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года икону похитили вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах. Обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей. Были украдены также деньги, более 3000 рублей, из свечных ящиков. В начале третьего часа ночи послушница услышала крик «Караул!», раздавшийся со стороны колокольни. Она позвала нескольких работников, и в подвале ими был обнаружен запертым монастырский сторож Фёдор Захаров. При осмотре собора были найдены следы взлома. Захаров на следствии показал, что при обходе увидел на задней паперти собора четырёх мужчин, которые, угрожая ему револьвером и ножом, закрыли его в подвале.
По следу злоумышленников
Следствие через пару дней вышло на золотых дел мастера Максимова, заказавшего для своего покупателя Фёдора Чайкина мощные разжимные щипцы, которые по некоторым признакам могли быть использованы для взлома дверей собора; после некоторого запирательства мастер сообщил, что последний несколько раз угрожал ему револьвером, требуя молчать о заказе. Выяснилось также, что Максимов продал нескольким лицам жемчуг, по описанию схожий с украшением похищенных икон.
«…Удалось обнаружить спрятанные на кухне, в русской печи и в других местах 205 зёрен жемчуга, 26 обломков серебряных украшений с камнями, 72 золотых и 63 серебряных обрезков от ризы, пластинку с надписью “Спас Нерукотворный”». Из протокола обыска
Во время тщательного четырёхдневного (!) обыска в доме, где жил Чайкин, полиция обнаружила множество фрагментов украденного (жемчужины, серебряные детали, разноцветные камни, обрезки риз и тому подобное). В печи в золе нашлись обгорелые жемчужины, гво́здики, проволока и кусочки материи. Монахини опознали в найденном фрагменты похищенного в соборе.