Кто ты без костюма: история непростых взаимоотношений моды и комиксов
Печатный номер «Правил жизни» посвящен российскому комиксу, но мы решили проследить, как американские комиксы и супергерои проникли в моду. Кто из дизайнеров вдохновлялся Бэтменом и Человеком-пауком, кто рисовал комиксы сам и что из этого получилось.
В 2008 году темой ежегодной модной выставки в Институте-костюма Метрополитен-музея и предваряющего его бала Met Gala стали супергерои. Куратор Эндрю Болтон объяснял выбор так: «Мода, как и супергерои, празднует метаморфозы, предоставляя неограниченные возможности для переизобретения своей сути и плоти. Она открывает двери в другой мир, где ты свободен в своих фантазиях и можешь убежать от банальности».
Гости Met Gala, впрочем, были банальны как никогда. То ли не до конца разобравшись в дресс-коде, то ли просто решив его проигнорировать, Бейонсе, Тейлор Свифт, Блейк Лайвли, Дженнифер Лопес и Мелания Трамп походили скорее на выпускниц старшей школы, нежели на чудо-женщин. Зато сама выставка удалась — хотя бы потому, что это была первая и единственная попытка осмыслить взаимосвязь комиксов и моды (если не считать выставку Mode et Bande Dessinée — «Мода и комиксы» — во французском Ангулеме в 2019 году).
Осмыслять уже на момент Met Gala было что: в США первые цветные комиксы появились в 1890-х, а в 1930-х мир обрел Супермена и Бэтмена. За десятилетия жанр получил бешеную популярность и разросся до нескольких вселенных с разными персонажами. Аккурат перед балом, который традиционно проходил в первый понедельник мая, состоялась премьера фильма «Железный человек» с Робертом Дауни — младшим в роли гения, миллиардера, плейбоя и филантропа. С этого момента начался киноуспех Marvel, а супергероями заинтересовались даже те, кто никогда не держал комиксов в руках.
Болтону удалось привезти на выставку костюм Железного человека, который стоял рядом с «женщиной-роботом» Тьерри Мюглера из коллекции сезона осень–зима 1995/1996. Как говорилось в пресс-релизе Метрополитен-музея, этот тандем наряду с костюмом Бэтмена составлял часть экспозиции под названием The Armored Body («Бронированное тело») и «исследовал авангардную моду, сочетающую плоть и металл, кожу и хром».
Мюглер — не единственный дизайнер, в творчестве которого были прямые или косвенные отсылки к комиксам и суперспособностям их героев. Так, спонсором выставки выступил Джорджо Армани, также передавший Институту костюма свое творение 1990 года — платье с имитацией паутины. Рядом с ним (и в сеттинге с карабкавшимся по стенам Человеком-пауком) расположился похожий образ Джона Гальяно 1997 года, в то время как в секции, посвященной Супермену, на груди манекенов Bernhard Willhelm и Moschino красным цветом горели буквы S и M.