Heделя, не меньше
В ноябре модная публика потянется в Тбилиси — греться у разгорающегося костра грузинской моды. Tatler приехал пораньше и спросил дочь короля «Кока-Колы» и бигмаков Софию Чконию, зачем ей своя Fashion Week
Все девочки как девочки, играли в куклы, а я изображала разведенную женщину-кинорежиссера, которая много курит, а детей оставляет у подружки. Режиссером не стала, но все остальное сбылось», — смеется София Чкония, креативный директор и основатель Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi. Лукавит. У нее в фильмографии несколько документальных картин для грузинского телевидения. И ничего, что программу прикрыли за избыточную политическую правду. В городе Софию ценят за то, что она вывела в дамки локальную (не путать с местечковой) Неделю моды. На первые два сезона байеров и журналистов заманивала длинными вкусными столами, но последние пару лет профи стучатся сами. Понятно, что Гоша Рубчинский всегда рад заглянуть по-соседски, но без одобрения инвестора, CEO Сomme des Garons Эдриана Йоффе, он не стал бы рассказывать о перспективах своего бренда «Рассвет» именно на майской MBFW Tbilisi. Картина на данный момент выглядит следующим образом. То, что грузинская мода жива, мир узнал благодаря дизайнеру Vêtements и Balenciaga Демне Гвасалии. То, что она жива не одним Демной, а еще брендами George Keburia, Situationist, Lado Bokuchava, Aleksandre Akhalkatsishvili, миру кричит София. Примерно так.
Я поймала Чконию во Флоренции во время Pitti Uomo. В десять утра Софа в белом жакете и широких черных брюках Celine у пустых стендов настойчиво уточняла у ассистента, «куда подевались звезды» — шесть дизайнеров, которых она привезла хвастаться мужскими коллекциями. Чкония что-то быстро-быстро им пишет в общий чат в мессенджере. Через пятнадцать минут дизайнеры, которые до утра танцевали на вечеринке после показа Roberto Cavalli, щурясь от яркого света, материализуются и покорно садятся у своих стендов. После этого Софа наконец мне высказалась: «Не нужны никому доброта и мягкость. Я это не сразу поняла, но сейчас уже никаких мук совести по поводу своей жесткости не испытываю. Ты знаешь, когда мы начинали Неделю моды, я попросила дизайнеров показать мне коллекции до старта. И почувствовала себя, ну, скажем, беспокойно. Очень сырой материал, много огрехов производства, хотя идеи, безусловно, были блестящие. В чем в чем, а в креативе грузинам не откажешь, но так светлое модное будущее строить было нельзя».
Поэтому ее программа первого сезона для зарубежных гостей больше напоминала экскурсию по культурному наследию Грузии — плюс немножко моды. Выступление ансамбля Сухишвили: «Посмотрите, какие удивительные у нас традиционные костюмы». Национальный музей — «А сокровищница какая!». И рестораны, красивые, вкусные. «Ко второму сезону мы уже консультировали дизайнеров в добровольно-принудительном порядке. Критиковали все, что не в формате. Кому-то отказывали, кто-то сам отказывался, не выдержав давления». В соцсетях то один, то другой дизайнер обвиняет Софию и ее команду в ангажированности. Почему этого продвигает, а другого задвигает? «Мне остается только пожать плечами. Очень несправедливое обвинение. Но я уже привыкла. Вообще поняла такую штуку. Делать человеку добро и ждать благодарности — это эгоизм, гордыня и тщеславие. Не надо рассчитывать ни на спасибо, ни на восхищение, ни на блага из рога изобилия».