Рецензия на «Ирландца»: Скорсезе прощается с гангстерами и говорит о смерти
На Netflix состоялась премьера «Ирландца» Мартина Скорсезе — безграничного 3,5-часового гангстерского эпоса с Робертом Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши в главных ролях. Его появление — настоящее чудо 2019 года для всех киноманов, поклонников режиссера и фильмов про мафию. Скорсезе в 77 лет удалось снять почти эталонное кино в любимом жанре, ничуть не хуже его культовых картин — «Славные парни» и «Казино».
В конце октября Мартин Скорсезе немного взорвал информационное поле, назвав супергеройские фильмы Marvel «не фильмами», и сравнил их с тематическими парками развлечений. Эти слова вызвали бурю негодования с одной стороны и волну одобрения с другой: больше других сердились и журили мэтра причастные к корпорации Disney и супергеройским фильмам. На стороне же Скорсезе был, как говорят в таких случаях, «дух старой школы» — одним из первых, например, режиссера поддержал его давний друг и коллега по новому Голливуду Фрэнсис Форд Коппола. При этом Скорсезе трудно обвинить в продажности, зависти или других грехах. Он уже около 30 лет дирижирует фондом The Film Foundation, спасая и реставрируя старое кино, а в его оценках фильмам коллег, даже в негативных, никогда не было ругани и колкостей, только вежливый тон. Даже в ситуации с Marvel Скорсезе поставил точку вполне в своем стиле: написал огромную колонку в The New York Times, где больше трогательно извинялся и подробно объяснял сказанное, чем снова нападал на Marvel.
В контексте этого случая еще острее хотелось посмотреть «Ирландца», который Скорсезе сделал на деньги стримингового гиганта Netflix, мечтающего об «Оскаре» (у «Ирландца» есть все шансы). И понять, насколько он далек по форме, киноязыку, интонации и атмосфере от современных блокбастеров. Спойлер: максимально далек. «Ирландец» как будто прибыл к нам с другой планеты или из параллельной вселенной — такие фильмы сейчас почти не снимают. Он стоил по разным оценкам почти $200 миллионов, идет 3,5 часа, в нем полно разговоров и почти нет экшена, нет заигрываний с современными информационными повестками, нет каких-то новых смыслов или идей, как во многих фестивальных хитах, — в общем, настоящий олдскул. Но как и в лучшие годы, совершенно невозможно отвести взгляд от экрана или перевести дух хотя бы на секунду — «Скорсезе и в 77 знает, как держать зрителя. Как на это дал денег Netflix, понять сложно (кроме пресловутой жажды Оскара»), но если сервис продолжит поддерживать фильмы вроде «Ромы» Альфонсо Куарона или «Ирландца», то рано или поздно заслужит личный памятник от аудитории — хотя бы за смелость и безрассудство. Без денег стримингового гиганта великолепная картина Мартина Скорсезе, по крайней мере сейчас и в таком виде, точно бы никогда не увидела свет.
Ирландец — это кличка знаменитого гангстера Фрэнка Ширана, который в 1960–1970-е активно работал киллером на итальянскую мафию. Его карьера до сих пор окутана многими тайнами, но особняком в ней стоит случай со знаменитым Джимми Хоффой — американским профсоюзным лидером, который бесследно исчез в середине 1970-х. Долгое время ФБР и другие спецслужбы безуспешно пытались разобраться, что же произошло в пригороде Детройта, где в августе 1975 года в последний раз видели Хоффу живым. Но неожиданно в 1990-е Ширана, который на тот момент уже находился в доме престарелых, разговорил писатель и публицист Чарльз Брандт. И в одном из интервью знаменитый Ирландец признался собеседнику, что лично убил Хоффу. Также Ширан перед своей смертью подробно расписал писателю свою жизнь, и эти разговоры стали основой для литературного бестселлера «Я слышал, ты красишь дома» Брандта, а по книге Скорсезе снял «Ирландца». Однако до сих пор спецслужбы ставят под сомнение сказанное Шираном, ведь в его версии полно нестыковок. Они уверены, что киллер перед самой смертью просто решил отвести внимание от реальных виновников похищения и возможного убийства Хоффы.