Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки»
За считаные десятилетия люди и бизнесы перешли от наличных к самым разнообразным формам платежей. О том, как эта область может трансформироваться в следующие 30 лет и почему уже сегодня нужно готовиться к грядущим переменам на рынке финтеха, рассуждает экономист Егор Кривошея

За последние 30 лет в России практически с нуля сформировался рынок безналичных платежей. Несмотря на то что международные платежные системы (Visa, Mastercard и другие) начали формироваться с середины XX века, их появление в России пришлось на конец 1990-х, а массовую популярность безналичные платежи начали обретать только в середине и конце 2000-х. В это может быть трудно поверить в 2023 году, но, согласно исследованиям 2013–2014 годов, всего десять лет назад самым популярным сценарием использования платежных карт клиентами было снятие наличных два раза в месяц: в период зарплаты, аванса или иных выплат.
Всего за десятилетие, согласно данным Банка России, доля безналичных платежей в розничном обороте страны превысила 80%. Сегодня платежными картами владеет абсолютное большинство россиян — около 90%.
Рынок финтеха, и особенно платежей, стремительно меняется, и что будет с ним в будущем, тем более на горизонте 30 лет, предположить, мягко говоря, тяжело. Тем не менее в этой колонке я представлю четыре сценария развития безналичных платежей, которые, на мой субъективный взгляд, могут описывать рынок будущего и помочь представителям бизнеса сделать свои стратегические ставки на развитие продуктов уже сейчас, в середине 2020-х годов.
Предыстория и развилки: структура рынка и поведение клиентов
В 2016–2017 годах Школа управления «Сколково» провела исследование «Безналичная экономика в России — 2030».
Результатом общения и нескольких сессий сценарного планирования с более чем 40 экспертами стали тогда четыре сценария в двух развилках: структура внешней среды (централизация vs. децентрализация) и поведение клиентов (проактивное или реагирующее).
На пересечении этих двух развилок родились четыре сценария до 2030 года.
Вариант 1: централизация и реагирующее поведение. Подразумевает центральный платежепровод, где регулятор контролирует основные элементы процесса проведения платежей и становится полноценным участником рынка. В этом случае платежи — не коммерческое направление бизнеса посредников, а жизненно необходимая инфраструктура, где социальные мотивы (безопасность и стабильность) берут верх над экономическими (коммерциализация бизнеса).
Вариант 2: централизация и проактивность. Этот сценарий включает платежный престол, где набор коммерческих участников рынка (или один подобный участник в крайнем случае) создает единую платежную инфраструктуру, ставя во главу коммерческие мотивы. Платежи продолжают быть привлекательным бизнесом, особенно с точки зрения монетизации данных о клиенте, в том числе для развития новых продуктов.
Вариант 3: децентрализация и проактивность. Это ярмарка, где набор проектов развивается быстро для решения клиентских болей. В этом варианте за платежи клиента идет максимальная конкуренция.
Вариант 4: децентрализация и реагирующее поведение. Сбой в матрице, где привычные платежные инструменты перестают работать, а рынку требуется перезагрузка.
Сценарии ключевых неопределенностей
Как уже упоминалось, эти сценарии создавались в 2016–2017 годах, когда невозможно было предсказать ряд вызовов и проектов, в том числе приостановку деятельности международных платежных систем, пандемию коронавируса, появление цифрового рубля или Системы быстрых платежей (СБП). Тем не менее сформулированные тогда сценарии сохраняют актуальность и, на мой взгляд, неплохо отражают пространство трендов, по которым сейчас развивается рынок. Поэтому для обновленных сценариев до 2050-х годов я решил остановиться на тех же ключевых не определенностях, скорее расширив контекст внутри сценариев.
Сценарий 1: реагирование и централизация. НПИ: (над)национальная платежная инфраструктура
В этом сценарии происходит усиление государственного участия в рынке платежей из-за желания обеспечить наибольший уровень безопасности и стабильности. Национальная инфраструктура достигает наивысшего развития и используется для стандартизации проектов в сфере платежей. Несмотря на то что в каждой стране происходит национализация платежей (например, за счет создания цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) или НПС — национальных платежных систем), международное сообщение возможно либо благодаря двусторонним соглашениям о взаимозачете и взаимной интеграции национальной инфраструктуры, либо благодаря созданию наднациональной инфраструктуры, которая позволяет сохранить независимость и равнозначность инфраструктуры каждого участника (например, с помощью технологии распределенных реестров).