Пески фрекинга: как бывший нефтяной магнат осваивает в Техасе новые ресурсы
Бад Бригэм заработал сотни миллионов на продаже двух нефтяных компаний. Его компания в Техасе может сделать его миллиардером, если не будет угрожать существованию местной маленькой ящерицы
В детстве занятий в техасском Мидленде было немного, рассказывает 63-летний Бад Бригэм. «Мы скатывались с песчаных дюн в картонных коробках. Те, кто был совсем крутой, делали сани, наносили на них специальное покрытие и вощили», — вспоминает он. Съезжать с гигантских дюн регионального парка Монаханс можно и по сей день, 50 лет спустя. Если повезет, можно заметить, как среди густых зарослей карликового дуба быстро проползает находящаяся под угрозой исчезновения дюнная полынная ящерица.
В этой местности можно увидеть грузовики для песка. Их здесь очень много. Компания Бригэма Atlas Energy Solutions (обеспечивает нефтегазовой промышленности доступ к крупнейшим запасам гидроразрывного песка) заполняет до 1200 фур ежедневно — в каждую помещается 24 т песка для добычи нефти с помощью фрекинга (метод добычи при котором горные породы искусственно разрушаются с помощью жидкости под давлением. — Forbes). На дюнах предприниматель больше не играет, зато копает их и добывает примерно по 10 млн т песка в год.
В центре фирменной шахты в засушливом городе Кермит в Техасе можно стать свидетелем невероятного зрелища: голубая лагуна площадью 20 га, где баржи откачивают песок, высасывая его через шланги. Сырье пропускают через очистители, сушат, просеивают и засыпают в высокие силосные башни для последующей погрузки в фуры.
Слишком далеко песок везти не приходится. Окрестности Кермита известны также как Пермский бассейн и на сотни километров вокруг испещрены тысячами нефтегазовых скважин, причем каждый день появляются десятки новых. Заниматься фрекингом без песка нельзя, а он для этого требуется в колоссальных количествах — порядка 10 000 т на скважину. Уже на месте данный песок смешивается в водой и под высоким давлением вводится в пробуренный канал (часто на глубину почти 5 км, затем горизонтально на 3 км или больше). Как объясняет Бригэм, подземный разрыв из-за давления «поддерживает открытые трещины и дает выход нефти и газу».
Детищу бизнесмена уже шесть лет, в марте оно вышло на фондовую биржу, а сейчас может похвастаться капитализацией на уровне $1,8 млрд. Кроме того, фирма является крупнейшим поставщиком песка в Пермском бассейне, контролирует 25% всего рынка и имеет достаточно запасов на ближайшие 100 лет. Предприниматель владеет 15% бизнеса. По расчетам Forbes USA, если добавить его заработок за десятилетие нефтяных сделок, состояние Бригэма превышает $500 млн.
На $300 млн, привлеченные в ходе первичного размещения акций, в Atlas Energy Solutions строят грандиозные планы. Компания начала строительство 68-километрового ленточного электроконвейера для песка. Система будет сделана из резины повышенной прочности и называется Dune Express. «По сути это четыре 16-километровых конвейера», — уточняет президент фирмы Джон Тернер. Проектируемая линия раскинется через границу с Нью-Мексико и станет артерией крупнейшего в мире центра фрекинга, где в ближайшие десятилетия игроки вроде ExxonMobil, Chevron и Occidental Petroleum намерены открыть тысячи скважин.
Нефтяные компании в нетерпении. До открытия местных шахт песок приходилось закупать с транспортировкой по железной дороге из самого Висконсина и за доставку тонны сырья платить по $50. Сегодня же ключевым поставщиком песка стала компания Atlas Energy Solutions, которая только и успевает считать деньги. В I квартале 2023 года предприятие заработало $153 млн выручки, а прибыль составила $63 млн. Стоимость добычи — около $7 за тонну, причем $3 из этой суммы приходится на лицензионные отчисления. Аналитик Goldman Sachs Нил Мехта прогнозирует, что с учетом отпускной цены песка на отметке $43 за тонну к 2025 году чистая прибыль фирмы перевалит за $500 млн — отчасти благодаря ленточному конвейеру Бригэма, который будет полностью готов к эксплуатации к концу 2024-го. Dune Express сократит стоимость транспортировки вдвое примерно до $7 за тонну.