Разговор с онкологом: правила продуктивного диалога
Вам дали направление к онкологу. Первая реакция — растерянность, паника. Что делать? Ответ прост — купить чистый блокнот, записать важные для врача сведения и настроиться на доверительную беседу. Потому что самое главное в лечении тяжелого заболевания — найти общий язык со специалистом.
Почему это так? Потому что в сложном и болезненном процессе диагностики и борьбы с недугом можно победить лишь командой. В ее составе — врач со всем арсеналом современной медицины, и пациент, который своевременно, ясно и четко предоставляет информацию о своем состоянии и ответственно выполняет все предписания врача.
Эта истина кажется невероятно простой, но на деле выполнить такое бывает очень сложно. Вместо того чтобы бороться с тяжелым заболеванием, врачу порой приходится «бороться» с самим пациентом. С его мнением о несущественности каких-то фактов. Или, напротив, «важности» непроверенных данных из интернета. С банальной забывчивостью в отношении приема препаратов, или повышенной тревожностью.
А пациент, вместо того, чтобы сосредоточиться на лечении, пытается интернет-серфингом, советами друзей и знакомых, изучением «альтернативных» методов лечения восполнить пробелы в диалоге с врачом.
Процессы взаимодействия, которые давно выстроены и структурированы в большинстве отраслей, в медицине по-прежнему остаются на уровне стандартного «приема врача» — сбор анамнеза, осмотр, рекомендации, рецепт неразборчивым почерком, растерянный кивок пациента.
Но если в случае с легким насморком это не так критично, то для онколога пробелы в коммуникации с пациентом — зачастую вопрос жизни и смерти. Сегодня нам всем важно учиться общению. И врачам, и пациентам. Учиться разговаривать друг с другом так, чтобы из всего потока информации и эмоций выделять только то, что поможет решить проблему.
У пациентов — лавина вопросов, эмоций, сомнений, пожеланий. При этом они часто не делятся всем этим с врачом — по множеству разных причин.
А ведь все это — ценная информация, которая может стать решающей в выборе тактики лечения. Но люди не знают, можно ли делиться такими переживаниями с врачом. И жизнь ежедневно ставит нас в ситуации, когда несостоявшийся диалог становится причиной тяжелых последствий. Давайте разберемся, что же и на каком этапе общения врача и пациента начинает «идти не так».
Кирпичи в несуществующей стене
Казалось бы, раньше мир был прост и понятен: врач — лечит, пациент — лечится. Один активен в решении проблемы, другой лишь пассивно позволяет врачу работать с проблемой. Врач — ведущий, пациент — ведомый. Такая модель взаимодействия породила своеобразный культ «людей в белых халатах».
Вспомните свои ощущения из детства — атмосфера в кабинете доктора угнетала, пугала. Запах, инструменты, поза и тон врача: «Больной, откройте рот. Закройте. Вдох. Выдох». Рядом с обладателем великих знаний легко показаться глупцом. Говори, только если доктор тебя спросит. Не переспрашивай, даже если что-то непонятно. Эти нормы поведения, привитые в детстве, остались с нами и в зрелом возрасте.
Безоговорочное уважение к врачу — одна сторона медали. Другая — замкнутость и растерянность пациента. Стена между двумя людьми, через которую никак не пробиться очень важному элементу любого лечения — информации.
Доктор спросил, болит ли голова. Голова не болит, но болит в груди — уместно ли сказать об этом, если врач уже задает другие вопросы? А если нет боли, но есть сильный страх, от которого порой кружится голова и в глазах темнеет? Об этом нужно говорить? Не тратим ли мы драгоценное время врача, когда делимся такими откровениями? Не лучше ли промолчать? А если есть сомнения, что рекомендации помогут? Возможно, врач смог бы их развеять, но не испортятся ли отношения с врачом, если их озвучить?