Как крупнейший производитель игрушек намерен снизить издержки с помощью картошки и кукурузы
Миллиардер из Гонконга Фрэнсис Чой Чи-Мин разбогател на игрушках, которые в детстве не мог купить. Теперь он окружает себя игрушками другого рода — в его коллекции больше 70 автомобилей и два десятка яхт. Не ущемляя себя ни в чем, предприниматель активно сокращает издержки своего бизнеса. Он уволил 40 000 человек и рассчитывает, что его новейшее увлечение — биопластик из крахмала — также поможет ему сэкономить на производстве.
Для большинства игрушки — это просто развлечение, но для гонконгского миллиардера Фрэнсиса Чой Чи-Мина это серьезный бизнес. Он утверждает, что по объемам производства его частная компания Early Light International является крупнейшим в мире производителем игрушек. Именно игрушки изначально сделали Чоя богатым — Forbes оценивает его состояние в $6,6 млрд. Но сейчас основу его капитала составляют также дочерние компании Early Light, занимающиеся автосервисами, образованием, строительством и недвижимостью, а также розничной торговлей ювелирными изделиями и часами.
Его новейшее увлечение — органический пластик. За последние два года 73-летний миллиардер потратил $100 млн собственных средств на строительство пятиэтажного современного завода по производству биопластичной смолы в китайском Шаогуане. В здании разместится предприятие под названием NuPlastiQ, которое он создал совместно с американским производителем экологически чистых пластмасс. Запустить производство планируется в конце этого года.
Пока что пандемия не затронула ни это предприятие, ни другие проекты Чоя. Он утверждает, что, по состоянию на начало апреля, на его фабриках в Шэньчжэне и Шаогуане не было заболевших коронавирусом, а работают там, в основном, местные жители. «К счастью, у нас нет предполагаемых или подтвержденных случаев коронавируса», — говорит Чой. Кроме того, по его словам, компания не потеряла ни одного из имеющихся заказов.
Чой пережил много кризисов с тех пор, как в 25 лет основал Early Light. Он вспоминает бессонные ночи во время эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году, когда он опасался, что вирус может поразить его рабочих, чего в итоге не произошло. Больше Чой решил не рисковать — по его словам, он заранее предпринял шаги по контролю за здоровьем своих китайских работников.
Не имея причин беспокоиться о вирусах, Чой может погрузиться в свой проект по производству биоразлагаемого пластика. Сидя в своем офисе в Гонконге, где он установил 10-метровый аквариум и статую антилопы, Чой держит в руках нечто похожее на обычный пластиковый пакет для продуктов.
«Это станет для нас большим бизнесом», — говорит он в интервью, которое мы записываем еще до пандемии. Материал NuPlastiQ, использованный для изготовления этого пакета, можно сплавить с обычным пластиком для создания более экологически чистых игрушек или других вещей. NuPlastiQ соответствует сразу нескольким требованиям экологичности: он сделан из растительного крахмала, а не из нефтехимических веществ и может разлагаться естественным путем, если его утилизировать на свалке или поместить в воду.
Чтобы добиться синергии, завод расположили всего в двух шагах от принадлежащей Чою фабрики игрушек площадью почти 2 млн кв. м в Шаогуане. Его партнером в совместном предприятии стала компания из Айдахо BioLogiQ, в которой Чой также является совладельцем. Завод в Шаогауне будет обслуживать не только фабрику игрушек по соседству, но и других производителей изделий из биопластика, таких как кухонные принадлежности, мебель и бытовая техника.
Затраты в размере $100 млн — скромная сумма по сравнению с состоянием Чоя в $6,6 млрд, но она включает в себя страховку от растущих затрат на оплату труда. В среднем по всему Китаю они увеличились более чем на 70% за последнее десятилетие. Чтобы противостоять этому, Чой потратил миллионы на автоматизацию своих фабрик и снизил расходы на рабочую силу. Пока ему удалось сократить численность своих рабочих вдвое — до 40 000 человек сегодня с 80 000 человек на пике в 2008 году. Владея частной компанией, Чой не обязан раскрывать свои финансовые результаты, но он признает, что прибыль сокращается.