Расстояние до опасного незнакомца повлияло на реакцию страха в мозге
Психологи выяснили, что страх, вызванный пространственно близкими событиями (появлением опасного незнакомца), активирует иные зоны, чем если угроза находится в отдалении. В первом случае ассоциация с опасностью раньше формируется, медленнее угасает и легче восстанавливается. Близкие угрозы вызывают устойчивую активацию мозжечка, которая не ослабляется в ходе угасания и определяет быстрое восстановление страха при повторении ситуации. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Страх как механизм распознания потенциальных угроз необходим для выживания — он позволяет нам вовремя среагировать на опасность и правильно выбрать защитную стратегию. Однако иногда травмирующие события вызывают преувеличенную реакцию и приводят к психическим нарушениям — фобиям или посттравматическому стрессовому расстройству. Чтобы лучше понимать, как это происходит, и как лечить подобные расстройства, необходимо изучать механизмы формирования страха.
Память о травмирующих событиях чаще всего изучают следующим образом: предъявляют условный стимул (например, определенный звук), а затем — травмирующий безусловный стимул (обычно это удар током). После этого возникает ассоциация условного стимула с безусловным, и в следующий раз животное или человек будет бояться безобидного звука.
Недостаток привычного метода заключается в том, что его сложно перенести на многие травмы в реальной жизни — условный стимул предъявляется однократно и коротко, а близость неприятного события сложно варьировать. Однако известно, что чем ближе человек находится к происходящему и чем больше в него вовлечен, тем у него выше риск развития посттравматического стрессового расстройства.
Ученые из Университета Дьюка под руководством Кевина Лабара (Kevin LaBar) исследовали реакцию страха в мозге в близких к реальной жизни условиях с помощью виртуальной реальности. 49 добровольцев помещали в фМРТ-сканер и показывали ряд сюжетов через VR-очки. Участники исследования шли по виртуальному проходу между двумя стенами, и время от времени перед ними неожиданно появлялся один из четырех виртуальных людей.