Тренд / Сonnected cars
Синдром подключенности
Глобальная сеть открыла новые возможности взаимодействия между автовладельцами и их транспортом, а тема connected cars, или подключенных автомобилей, стала одним из основных трендов автопрома наряду с беспилотниками и каршерингом. И если несколько лет назад в понятие подключенного автомобиля вкладывались лишь разного рода дистанционные сервисы, то сейчас сети открыли автопрому гораздо более интересные возможности.
Автомобиль попадает в яму, и в десятке следующих за ним возникают предупреждения о состоянии дороги одновременно со сменой режима работы подвески. Другой натыкается на забитый из-за заглохшего такси перекресток, и навигаторы всех окрестных машин мгновенно перестраивают свои маршруты. Водителю черного седана система настоятельно рекомендует именно западную парковку бизнесцентра, где только что освободилось место. В идеальном мире будущего машины общаются между собой, ездят оптимальными маршрутами и хорошо знают привычки своих владельцев.
Такие картины очень любят маркетологи автомобильных компаний, но это и в самом деле уже почти реальность. Термином connected cars сегодня описывают цифровую экосистему, объединяющую человека, автомобили, дорожную инфраструктуру и других участников рынка вплоть до продавцов товаров и поставщиков медиаконтента. «Повсеместное внедрение интернета вещей открывает перед автопроизводителями возможности, многие из которых трудно даже изобразить на рекламных картинках, – утверждает директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш. – Если в прошлом любой автомобиль со встроенным телефоном считался подключенным, то сегодня технологии делают его элементом большой инфраструктуры интернета вещей».
Появление в автомобиле смартфона, подтверждает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов, – лишь первое звено подключенности. Сейчас, говорит эксперт, существует длинный перечень поставщиков услуг, которые осуществляют коммуникацию не только с владельцем, но и с другими устройствами и сервисными службами. Машины научились использовать большие объемы данных, но пока еще не способны общаться друг с другом.
Технология обмена информацией между автомобилями, объясняет старший вице-президент по развитию телематики компании Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) System Алексей Шипулин, готова к внедрению. Но пока находится в состоянии тестирования. Главной проблемой тут становится стандартизация – производителям еще надо договориться о совместимости протоколов обмена данными.
Долгая история
Одними из первых о внедрении сетевых технологий задумались в General Motors, предложив рынку систему OnStar, разработка которой велась с 1996 года. Сегодня это целый набор телематических сервисов с голосовым управлением, навигацией, функциями охраны, экстренного оповещения и удаленной диагностики машины. По-настоящему массовое подключение автомобилей к сети началось с внедрения систем экстренного оповещения о ДТП, которые каждый автопроизводитель делал по-своему, опираясь на требования государственных регуляторов. Евросоюз с 2001 года ведет проект системы eCall, а в Японии аналогичный функционал под схожим названием ECall запустили еще в 1980-х. В США с 2010 года внедряется система E911,