Будущее железных дорог от Стивена Кинга, Кристофера Приста и других авторов

СНОБНаука

Сергей Немалевич: 5 тысяч км/ч на магнитной подушке. Какими будут поезда будущего

История знает много случаев, когда авторы научной фантастики оказывались в авангарде технического прогресса. Многие привычные вещи — от подводных лодок и космических ракет до интернета и мобильных телефонов — они «изобретали» раньше ученых. К их голосам стоит прислушаться, если мы хотим узнать и о будущем железных дорог. Искусственный интеллект, металлургические комбинаты на рельсах, океанские туннели и термоядерная тяга — будущее железных дорог от Стивена Кинга, Кристофера Приста и других авторов в совместном проекте «Сноба» и РЖД. 

Началось все с монорельса. Точнее, с научно-фантастических комиксов, в которых монорельс появляется как избавление для перенаселенного мира будущего: чтобы не занимать драгоценное место на поверхности земли, вагоны летят по воздуху, прицепившись за рельс. Этот образ многих графических романов затем перекочевал — в виде концептов — и на страницы научно-популярных журналов. Сегодня это уже давно не фантастика и не концепт: подвесные монорельсы есть во многих странах, а читающий эти строки и живущий в Москве может прокатиться на монорельсовом поезде, курсирующем между «ВДНХ» и «Тимирязевской».

Подвесной монорельс — самая обыденная, самая тривиальная железнодорожная фантазия, которую можно обнаружить в научно-фантастических романах. О поездах писали многие великие фантасты, от Гарри Гаррисона до Стивена Кинга, и в их произведениях можно встретить и разумные локомотивы, и целые государства, передвигающиеся по рельсам.

f0b0660f295e634b15110f13269c3c0bc7b0f82631009416551e19fb177d192c.jpg

Космос и колонизация

Впервые за несколько десятилетий разговоры о том, что человек может отправиться в космос дальше, чем на Международную космическую станцию, ведутся вполне серьезно. Кажется, человечество наконец-то готово — морально и технологически — в относительно недалекой перспективе отправить пилотируемую миссию к Марсу, на разных уровнях ведутся разговоры о создании колонии на Луне и о добыче полезных ископаемых на астероидах. Фантасты уверены, что как раз на этом поприще железнодорожный транспорт ожидает следующее большое дело.

Трилогия «Новая Луна» (пока что вышло два романа) заслуженного североирландского писателя Иана Макдональда о колонизации Луны получается настолько захватывающей и кинематографичной, что американская студия CBS уже купила права на ее экранизацию в виде сериала. Пять олигархических семейств борются за контроль над лишенным атмосферы, но содержащим в своих недрах множество ценных ископаемых спутником Земли — не в открытой войне, а через закулисные интриги, убийства исподтишка и династические союзы. Макдональду не только удался лихо закрученный сюжет, в котором словно на шахматной доске ведут сложную игру сразу пару десятков выпуклых героев, он нарисовал крайне подробную и убедительную картину технологий недалекого будущего. И самый масштабный, самый удивительный ее элемент — поезд. Огромный, монструозный состав по имени «Горнило», являющийся одновременно базой семьи Маккензи и их центральным металлургическим заводом, неторопливо перемещается по лунному экватору вслед за Солнцем: благодаря энергии его лучей плавится металл.

«Горнило» оседлало четыре внутренних пути Первой Экваториальной. Его вагонные тележки бегают по двум отдельным наружным путям; старая добрая сталь, не маглев. Жилые модули, испещренные окнами и фонарями, висят в двадцати метрах над путями, отбрасывая на рельсы вечную тень. Над модулями — сепараторы, сортировальные машины, плавильни; еще выше параболические зеркала фокусируют солнечный свет и направляют в конвертеры. «Горнило» — десятикилометровый поезд, оседлавший Первую Экваториальную. Пассажирские экспрессы, товарняки, ремонтные вагоны ездят под ним и сквозь него, как если бы он был надстройкой колоссального моста. Вечно в движении с неизменной скоростью десять километров в час он совершает один оборот вокруг экватора за один лунный день. Над его зеркалами и плавильнями — постоянный полдень. Сунь называют свой стеклянный шпиль на вершине горы Малаперт Дворцом Вечного Света. Маккензи с презрением относятся к их притязаниям. Они и есть обитатели вечного света. Они купаются в свете, пропитываются им, питаются им; он их выщелачивает и обесцвечивает. Рожденные в мире без теней, Маккензи выпестовали тьму внутри себя.

Вагон заезжает под край «Горнила», в рассеченную лучами прожекторов тень. Проступают очертания товарняка, который извергает реголит через батарею архимедовых винтов. Вагон-челнок замедляется; его ИИ обменивается протоколами с ИИ «Горнила». Эта часть Робсону нравится больше всего. Вагон цепляют захватами, поднимают с путей и помещают в один из доков, предназначенных для прочих железнодорожных челноков «Маккензи Металз». Шлюзы стыкуются, давление выравнивается. «Добро пожаловать домой, Робсон Маккензи». Сквозь узкие окна в крыше падают лучи света — такие яркие, что он кажется плотным. Подходы к сердцу «Горнила» охраняет световой частокол; он как будто состоит из осколков тех зеркал, что фокусируют солнечный свет на плавильнях. Тысячу раз Рэйчел шла по этому коридору и неизменно чувствовала вес и жар тысяч тонн расплавленного металла над своей головой. Это опасность, это богатство и это защита. Расплавленный металл — единственный щит, который бережет «Горнило» от карающего меча радиации. Это постоянное напоминание для людей на борту поезда: расплавленный металл над их головами подобен стальной пластине в разбитом черепе. Шаткое равновесие. Однажды какая-нибудь система может отказать, и металл прольется с небес, но не сегодня, не вскорости, не при ее жизни.

В основе сюжета «Новой Луны» лежит мысль, что Земля рано или поздно может оказаться зависимой от лунных ископаемых. Распространенный на Луне гелий-3 гипотетически может оказаться ключевым элементом для термоядерной энергетики, и тогда колонизация спутника обретет экономический смысл. В романе Макдональда описаны разные экзотические виды лунного транспорта (например, люди перемещаются в чем-то вроде мортирных снарядов, способных в условиях низкой гравитации улететь очень далеко), но основа всего — железные дороги: и та, по которой медленно ползет гигантское «Горнило», и другие, более традиционные линии. Космическая колонизация, а тем более добыча ископаемых вряд ли обойдется без рельс и поездов.

С этим согласен и главный современный классик «твердой» космической научной фантастики Ким Стэнли Робинсон, автор знаменитой «Марсианской трилогии». Робинсон подошел к своему марсианскому циклу с типичной для себя дотошностью и вниманием к деталям; как и «Новая Луна», этот цикл — история колонизации, но главное для автора — не история политических интриг и экзотические механизмы, а приближенность к реальности. Можно сказать, что «Марсианская трилогия» — не столько попытка предсказать, сколько смоделировать то, как будет происходить колонизация. Автор исследует не только то, как технологически может (или даже будет) происходить процесс освоения Марса — от возведения маленького поселка первопроходцев до терраформирования целой планеты, он изучает и эволюцию нового социума, развитие новой общественной формации и даже философии (кстати, группа из ста первых поселенцев почти полностью состоит из представителей двух стран — России и США). Разумеется, в таком реалистичном и тонко прорисованном мире не могло не оказаться железных дорог. Их здесь даже две — одна построена на Луне, где будущие колонизаторы готовят себя к жизни на Марсе, поезд здесь нужен, чтобы создать за счет центростремительного ускорения привычную силу тяжести:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не плохой парень. Интервью с актером Андреем Максимовым Не плохой парень. Интервью с актером Андреем Максимовым

Андрея Максимова все чаще можно встретить в главных кино- и сериальных проектах

СНОБ
Денег нет. Как Urban Group будет достраивать жилье в Подмосковье Денег нет. Как Urban Group будет достраивать жилье в Подмосковье

Сбербанк свернул свои ипотечные программы на объектах Urban Group

Forbes
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Пыльца полетела Пыльца полетела

Из носа льет, глаза слезятся... Стоп! А может быть, дело совсем не в насморке?

Лиза
Психология влияния Психология влияния

Как не стать жертвой мастера влияния и убеждения

kiozk originals
От От

Признайся, хотя бы пару раз в жизни ты вдохновлялась образом любимой киногероини

Cosmopolitan
Как выжить в толпе при панике: инструкция от профессионала Как выжить в толпе при панике: инструкция от профессионала

Хочешь выжить в толпе? Просто держись подальше

Популярная механика
Лучшие шутки дня и Челябинск! Лучшие шутки дня и Челябинск!

Предзащитный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Трехрублевый план. Почему Сергею Лукьяненко не везет с экранизациями его книг Трехрублевый план. Почему Сергею Лукьяненко не везет с экранизациями его книг

Главным героем фильма «Черновик» неожиданно оказался Кремль

СНОБ
Прощай, эмпатия Прощай, эмпатия

Почему дети перестали понимать чувства друг друга

СНОБ
Субмарина-истребитель проекта 705 Субмарина-истребитель проекта 705

Чем же на самом деле был проект 705

Популярная механика
Гагарин, я вас любила Гагарин, я вас любила

Молодой стартапер Алия Прокофьева собирается отправлять туристов на Луну

Tatler
Венесуэльский автобус идет к обрыву Венесуэльский автобус идет к обрыву

Победа президента Мадуро на выборах усугубит экономический кризис в Венесуэле

Эксперт
Как одевается олимпийская чемпионка Маргарита Мамун Как одевается олимпийская чемпионка Маргарита Мамун

Cпортсменка об образе жизни и любимой одежде

Vogue
Это моя бабушка! Это моя бабушка!

Как наладить отношения со старшим поколением: советы психолога

Домашний Очаг
«Оплеуха от звезд НХЛ. За что? Почему!?» Три причины, почему Россия нарвалась на Канаду «Оплеуха от звезд НХЛ. За что? Почему!?» Три причины, почему Россия нарвалась на Канаду

Сборная России уступила шведам и теперь в должна сыграть с Канадой

Maxim
Здравствуй, сестра! Здравствуй, сестра!

Донателла Версаче рассказала о том, что ее вдохновляет

AD
Дмитрий Второв:Группа риска. Как в России ищут пропавших детей Дмитрий Второв:Группа риска. Как в России ищут пропавших детей

Как ведутся поиски потерявшихся людей в России и за рубежом

СНОБ
Учить детей делать шпаргалки? Ни за что! Учить детей делать шпаргалки? Ни за что!

Размышления нашего автора, матери троих детей Александры Галимовой

Psychologies
Крымское похмелье. Зачем Путину нужен мост через Керченский пролив Крымское похмелье. Зачем Путину нужен мост через Керченский пролив

Ультрадорогой мост из Краснодарского края на Крымский полуостров открыли 15 мая

Forbes
Гости с севера. Чьи интересы представляют новые министры Гости с севера. Чьи интересы представляют новые министры

Владимир Якушев изначально оценивался как креатура Сергея Собянина

Forbes
Дочка, дочка, запятая Дочка, дочка, запятая

Светлана Захарова о том, каково это — родить еще одного ребенка после сорока

Tatler
Если любовь требует усилий, разве она настоящая? Если любовь требует усилий, разве она настоящая?

Конфликты в отношениях заставляют задуматься, подходим ли мы друг другу

Psychologies
В поисках вдохновения В поисках вдохновения

Вдохновение нужно нам и в повседневной жизни

Psychologies
Узор на всю жизнь: 10 главных стилей современных татуировок Узор на всю жизнь: 10 главных стилей современных татуировок

Всё, что ты хотел знать о татуировках

Maxim
Тест и обзор OnePlus 6 128Гб: убийца флагманов в стеклянном доспехе Тест и обзор OnePlus 6 128Гб: убийца флагманов в стеклянном доспехе

Россия ждет его с нетерпением OnePlus 6

CHIP
Нелегальный дым Нелегальный дым

Почему никто не может остановить взрывной рост рынка контрабандных сигарет

РБК
Центробежность Центробежность

Гид по местам Москвы, куда редко ступает нога человека (а зря)

Esquire
Шоумен Шоумен

Олег Гаркуша — второго такого нет

Эксперт
Совсем поехали. Каршеринг в России набирает обороты Совсем поехали. Каршеринг в России набирает обороты

Каршеринг в России развивается активнее, чем где бы то ни было в мире

Forbes
Открыть в приложении