Тайная канцелярия заслужила славу беспощадной репрессивной машины

ДилетантИстория

Слово и дело: российская традиция доносов и расправ

России органы политического сыска появились при Петре I и быстро превратились в мощное средство контроля над умонастроениями граждан. За сто лет существования Тайная канцелярия заслужила славу беспощадной репрессивной машины.

Максим Кузахметов

Под покровом ночи. Сотрудники Тайной канцелярии очень редко занимались арестами обвиняемых в государственных преступлениях в ночное время. Но народная молва упрямо твердила, что именно с наступлением темноты начинается работа по выявлению всех тех, кто подозревается в измене или просто несдержан на язык. Слово и дело государево. Николай Зубков, 2007 год

Ещё в самом начале царствования Пётр I приказал создать особый Преображенский приказ. Поначалу это была, по сути, личная канцелярия царя. С весьма разнообразными функциями. Она отвечала и за гвардейские полки, и за продажу табака, и за порядок в Москве. Но настоящая слава пришла к ведомству в 1702 году. По распоряжению царя в Преображенский приказ следовало отправлять всех, кто публично заявлял: «Слово и дело государевы!» То есть был готов донести о важных государственных преступлениях.

Царь-следователь. Пётр I охотно принимал участие не только в допросах людей, обвинённых в государственных преступлениях, но и в приведении смертных приговоров в исполнение

В начале тайных дел

Во главе сыскного ведомства царь поставил Фёдора Ромодановского, которому безгранично доверял. Особое расположение Петра I этот человек заслужил тем, что безоговорочно поддержал ещё юного царевича в конфликте с сестрой Софьей, а позднее сумел быстро подавить Стрелецкий бунт 1698 года. Политический вес самого Ромодановского характеризовался редкой привилегией: он мог входить к государю в любое время без доклада. Подобной чести был удостоен ещё всего один человек — граф Борис Шереметев.

Для надёжности царь повелел карать смертью не только изменников, но и тех, кто вовремя не донёс на них. Мнительность Петра I, помноженная на усердие Ромодановского, позволила развернуть бурную деятельность по выявлению явных и скрытых врагов отечества. Тем более что желающих заявить «Слово и дело!» оказалось с избытком.

Правда, очень быстро выяснилось, что для многих это всего лишь удобный способ как сводить личные счёты, так и продлевать свой жизненный путь. Например, лица, приговорённые к казни за уголовные преступления, во всеуслышание могли выкрикнуть заветные слова, и вместо виселицы их немедленно отправляли в Преображенский приказ. Там можно было достаточно долго «вспоминать» всё новые и новые эпизоды государственной измены, оговаривая всех недругов и просто случайных людей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении