Самопознание
Мой знак зодиака – это я?
Сами того не желая, мы склонны приписывать себе психологические характеристики своего знака зодиака, искать в себе его сильные и слабые стороны. Астрология давно стала частью нашей повседневной жизни, нашей культуры, а ее действие на нас иногда бывает сродни психотерапии.
Мужчина – Рыбы? Ну нет, хуже только Скорпион, но они хоть в постели ого-го!.. Подобными откровениями пестрят сайты и форумы поклонников астрологии. Если проштудировать их внимательно, выяснится, что чаще всего женщины желают себе в партнеры надежных Тельцов и мужественных Львов. Но только не мечтательных Рыб и косных Козерогов. Все эти характеристики почерпнуты из классификации знаков зодиака (от греческого zodiakon – «круг маленьких животных»), известной сегодня даже малым детям. «Я Лев, мой жених Телец, может у нас что-то получиться?» – волнуется на одном из форумов 21-летняя Соня. А корифеи осыпают ее советами (от «ничего страшного» до «расставайтесь немедленно!»). «Рыбы обречены на несчастья, – вздыхает 42-летняя Полина, родившаяся 12 марта. – Мы приходим на землю, чтобы страдать». Свои психологические проблемы она предпочитает объяснять астрологическими причинами. И в этом она не одинока. Мы склонны отождествлять себя с качествами своего зодиакального знака, как установил еще в 1970-е годы британский бихевиорист Ганс Айзенк (Hans Eysenck). Наш знак становится частью нашего самосознания и личности – почти как цвет глаз или волос. Мы узнаем о знаках зодиака еще в детстве. О них рассказывают радио и телевидение, журналы и интернет. Хотим мы того или нет, астрология стала частью нашей повседневности. Мы по привычке прочитываем свой гороскоп, так же как слушаем прогноз погоды. Выискиваем счастливые даты, а если нас упрекают в суеверности, отшучиваемся цитатой из Нильса Бора. Великий физик, говорят, прибил над дверью своего дома подкову. А когда сосед поразился тому, что почтенный профессор верит в приметы, ответил: «Я, конечно, не верю. Но слышал, что подкова приносит удачу даже тем, кто не верит».
Театр нашего «Я»
На протяжении веков каждому знаку приписывались определенные психологические характеристики. Отчасти – в зависимости от того, какие ассоциации вызывает у нас соответствующее животное или символ. Отчасти – под влиянием причин, связанных с историей астрологии. Так, Овен склонен к стремительным наскокам. Но он еще и энергичный инициатор перемен, поскольку это первый знак зодиака. А первый он потому, что во времена, когда возникла астрологическая система (в Вавилоне, больше 2000 лет назад), Солнце начинало свой годичный цикл в созвездии Овна. Скорпион чувствительный, но при этом коварный, ревнивый и одержим сексом. Дева мелочна, Телец – материалист, любит деньги и хорошо поесть, Лев – царь зверей, властен, но благороден. Рыбы – двойной знак: он просто обязан быть непонятным, даже для себя.
Земные знаки живут в тесной связи с реальностью, водные глубоки, но туманны, воздушные легки и общительны, огненные – пылки… Расхожие представления помогают нам придавать смысл своим (да и чужим тоже) достоинствам и недостаткам. И если, к примеру, я Весы и нерешителен, то всегда могу сказать себе: это нормально, что я не могу ни на что решиться, ведь я же Весы. Это куда приятнее для самолюбия, чем признать свои внутренние конфликты. В памфлете, посвященном иллюзиям астрологии, психоаналитик Жерар Миллер (Gérard Miller) объясняет, что зодиак – это своего рода театр, в котором мы находим все маски и костюмы, в какие только может облачаться наше «Я»