«Проснулся утром, а вокруг одни олени»: почему москвичи перебираются на Алтай
Внутренний туризм в России — это не про пальмы, коктейли у бассейна и танцы с аниматорами на дискотеках. Путешествия по нашей стране превращаются в национальную идею и полны удивительных открытий

Однажды московский бизнесмен Григорий Болотин приехал на Алтай. Он влюбился в тамошнюю природу и вскоре основал олений питомник «Королевский марал». О счастье в пантах, суповых ваннах и полной тишине он рассказал «Вокруг света».
Я закончил Высшую школу экономики в Москве и всегда считал себя жителем большого города. Что это за утро без гула машин за окном и стаканчика кофе по дороге на работу?! Впервые попав в Горный Алтай, я понял, что день может начинаться совсем по-другому. Здесь можно высыпаться за пять часов, проходить каждый день по 10 и более километров и не переживать из-за пробок, потому что тут нет машин.

Алтайская дача и 500 голов в придачу
Несколько веков неподалеку от села Шебалино в Горном Алтае разводили маралов — благородных оленей. Закат некогда процветающего животноводческого хозяйства совпал с развалом СССР. 15 лет назад мой отец купил 500 гектаров земли бывшего хозяйства. Маралов там уже не разводили, но отцу вздумалось возродить питомник. Для этого он обратился в Институт пантового мараловодства в Барнауле. Вскоре у нас появились первые 17 оленей, а сейчас в стаде насчитывает уже 500 маралов.
Шебалинский маральник был для нашей семьи сродни «дальней дачи»: мы приезжали туда на лето с друзьями и родными, отключали все свои гаджеты и заряжались энергией природы. А потом снова возвращались в Москву, оставляя хозяйство на управляющих.

Развитие туризма
Первые 10 лет мы с отцом потратили на создание инфраструктуры нашего маральника: растили животных, возводили заборы, гостевые коттеджи, проводили коммуникации. Это были инвестиции в собственное будущее. Лишь в пандемию, начав прием гостей, мы поняли, что Алтай может быть очень привлекательным направлением для туризма.