«Продолжают завоевывать пространство»: как женщины меняют образ жизни и облик городов
Лесли Керн — канадская урбанистка, автор книги «Феминистский город», перевод которой недавно вышел в издательстве «Ад Маргинем Пресс». Мы поговорили с ней о том, почему градостроителям стоит задумываться о женской дружбе, как облагораживание городских окраин может вредить их жителям и почему без демократии невозможно сделать город удобным
― В своей книге вы говорите, что ваш опыт актуален для городов глобального Севера, для западных стран. А что насчет этнических анклавов, которые порой появляются в таких городах и создаются мигрантами из других регионов мира? Есть ли смысл рассматривать их с позиций гендера? Возможны ли здесь какие бы то ни было открытия?
― Да, я считаю, что с позиций гендера можно рассматривать любое место, особенно если мы рассуждаем о таких вещах, как материнство, уход за членами семьи, ― этим в большинстве стран мира по сей день занимаются преимущественно женщины. И то, как матери с детьми передвигаются по городу, какое им необходимо жилье, какими они пользуются услугами, вопросы безопасности, ― у всего этого тоже есть гендерный аспект. И, вполне вероятно, это еще важнее для мигрантских районов, поскольку ресурсов у людей там обычно немного, и в плане инфраструктуры и обслуживания город не уделяет им достаточного внимания. Так что наблюдать за тем, как в подобных местах дела обстоят у женщин, крайне важно для процветания, безопасности и благополучия города.
― Говоря о жизни женщин в городах, все, как правило, затрагивают одни и те же темы: безопасность, маршруты, дети, коляски, общественные туалеты. Одна из глав вашей книги посвящена женской дружбе, и это довольно необычная точка зрения на город. Но мне до сих пор непонятно, как эта часть жизни соотносится собственно с городским пространством. Кроме того, что женщины где-то собираются, чтобы провести время вместе, и что иногда они живут в «бостонском браке» в том жилье, которое строится как предназначенное для обычных нуклеарных семей. Как женская дружба связана с жизнью города?
― В книгу я это включила, так как хотела подтолкнуть читателей к тому, чтобы задуматься о всех возможных видах отношений, которые связывают людей. А еще о том, что традиционная нуклеарная семья ― отнюдь не единственный образ жизни, которого придерживаются взрослые люди, и на разных этапах жизненного пути все может меняться. Политика, которая у нас сложилась, типичное жилье, которое строят во многих городах, рассчитаны исключительно на людей, которые переходят из категории одиноких взрослых в парные союзы и рожают детей. Мы даже не задумываемся над тем, что жилье можно проектировать с расчетом на более широкий спектр планировки, характера отношений и типов семьи.
Я думаю, что это очень важно, потому что в будущем нас ждет множество экономических вызовов и трудностей, связанных с изменением климата. Необходимо задуматься о различных стилях жизни, при которых можно делиться ресурсами и не быть отрезанными друг от друга, — в этих квартирах на одну семью, которые мы строим снова и снова.
― Вы пишете о том, как города преобразились с возникновением фланеров, когда появлялись специальные магазинные галереи (пассажи), где женщины могли появляться без сопровождения мужчин. Есть ли какие-либо новые занятия, которые женщины осваивают и с которыми облик городов может кардинально измениться?
― Мне кажется, все больше женщин заявляют свое право на нахождение в публичном пространстве и на участие во всевозможных видах деятельности в публичном поле, даже тех, которые традиционно с женщинами никак не ассоциировались. Сюда относится и работа по «мужским» специальностям, и отвержение страха перед активным передвижением в городском пространстве — пешком, на велосипеде или, например, скутере. Женщины продолжают завоевывать пространство и больше не хотят взаимодействовать с городом так, как того от них ожидает общество (а это куча старомодных ожиданий). Женщины выходят на пробежку в парк поздно вечером или собираются с подругами, чтобы вместе гулять по городу. Все это, возможно, еще относительно в новинку и в каком-то смысле показывает иное отношение женщин к тому, как можно пользоваться общественным пространством.