Три года в рабстве у чукчей: история советской ученой-этнографа Варвары Кузнецовой
Долгое время экспедиции на Чукотку считались мужским делом. Но в 1948 году этнограф-северовед Варвара Кузнецова решила, что справится с ними не хуже любого представителя «сильной половины» человечества.
Варвара была уверена, что сможет привыкнуть к любым экстремальным условиям — ведь она работала на лесозаготовках, пережила блокаду и бомбежки Ленинграда, участвовала в оборонительных работах. Но она и представить не могла, что ее ждет.
Экспедиция из одного человека
Официально поездка называлась Северо-Восточная экспедиция Института Этнографии АН СССР, однако группа Кузнецовой состояла из одного человека — самой Варвары. 36-летняя женщина собиралась найти на Чукотке какую-нибудь административную должность, которая позволит ей общаться в местными жителями.
Однако скоро стало понятно: эти планы наивны и оторваны от реальности. Ученая не учла кочевой образ жизни чукчей: изучать этот народ можно было, только путешествуя вместе с ним. Кузнецова не отказалась от своего намерения: не зная язык жителей тундры, она всё же смогла каким-то чудом договориться с 60-летним оленеводом Тымнэнэнтыном, который согласился взять ученую с собой.