Притвориться миллиардером: можно ли попасть в рейтинг Forbes без десятизначной суммы
Келвин Ло годами отчаянно пытался выдавать себя за миллиардера-путешественника, финансиста и по совместительству благотворителя, а также владельца коллекции шампанского мирового класса, домов на трех континентах, парка экзотических суперкаров и долей в пятизвездочном отеле и команде «Формулы-1». История просто захватывающая ― жаль только, что (по большей части) выдуманная
Теплым сентябрьским утром 2022-го Келвин Ло принял посетителя в гонконгском офисе своей семейной брокерской фирмы по страхованию жизни R.E. Lee International ― гостем был редактор из Forbes USA. Одетый с иголочки в костюм-тройку с галстуком и нагрудным платком под цвет, Ло пригласил редактора в переговорную комнату ― стены были облицованы роскошными деревянными панелями, везде стояли книги в кожаном переплете, а сама комната со вкусом обставлена вазами.
Редактора Forbes USA мужчина пригласил к себе, чтобы обсудить рейтинг мировых миллиардеров по версии журнала. Ло, генеральный директор R.E. Lee International, заявил, что ему «хочется узнать», как к списку относятся другие миллиардеры Азии. Он пояснил, что оказался перед «дилеммой»: нужно ли предоставлять редакции Forbes USA дополнительные документы по своим финансам, чтобы войти в список. По его мнению, более взрослые и консервативные магнаты стремятся сохранять конфиденциальность, но состоятельные люди во втором и третьем поколениях более открыты, к тому же некоторые знакомые призывали его присоединиться к спискам богатейших. Кроме того, Ло отметил, что включение в заветный рейтинг принесло бы большую пользу его основному бизнесу, который заключается в продаже страховых полисов лицам со сверхвысоким уровнем доходов.
В действительности «дилемма» Ло была постановкой. К моменту той встречи он уже два с лишним года пытался обманным путем пробиться в список богатейших людей мира. Начиная с 2020-го, к 11 разным репортерам Forbes USA в более чем 20 случаях обращались по меньшей мере семь человек.
Все они выдавали его за «самого скрытного миллиардера-благотворителя» и «самого нелюдимого и неуловимого миллиардера-инвестора в мире». Редакция получила свыше десятка документов, якобы подтверждавших репутацию и состояние Ло, ― на некоторых были даже печати «Приватно и конфиденциально».
Изначально Forbes USA не принимал эти обращения всерьез. Каждый год в список миллиардеров пытается попасть огромное количество самозванцев, и на первый взгляд Ло просто казался недостаточно богатым. В Гонконге Forbes USA держит редакторское бюро из шести сотрудников, и о фирме R.E. Lee International в городе слышал далеко не каждый, а то, что бизнес зарабатывает миллиарды на перепродаже страховых полисов, казалось, вообще притянуто за уши.
Но поток обращений не иссякал, и со временем материалы, в которых Ло удостоился звания миллиардера, стали появляться во множестве изданий вроде BBC, CNBC, Daily Express, Daily Mirror, Financial Times, Independent, Nikkei Asia, Reuters и South China Morning Post, ― СМИ рассказывали о его взглядах на все: от шампанского до криптовалют. Во многих статьях источником был указан Forbes USA, а один из публицистов Ло рассылал электронные письма, где говорилось, что предприниматель является участником списка миллиардеров по версии журнала. На сайте Forbes Middle East, одного из редакционных изданий по независимой лицензии, даже была опубликована статья, где Ло назван миллиардером. В результате расследования выяснилось, что та статья оказалась платным «материалом на правах рекламы» от команды Ло, и тогда ее удалили. Участником рейтинга богатейших людей мира предприниматель никогда не был, и давно пора расставить точки над «i».
Первая встреча в Гонконге переросла в расследование длительностью почти год, и за это время Forbes USA успел пообщаться по меньшей мере с 40 человеками в шести странах и ознакомился с сотнями страниц документов, тщательно отделяя факты из биографии Ло (таких было совсем немного) от его же вымысла (всего остального).
Нам Ло представляли как генерального директора и собственника R.E. Lee International, «крупнейшего в мире брокера по страхованию жизни» с прибылью около $1 млрд, а также основателя компании R.E. Lee Capital, управляющей активами на сумму $8–10 млрд (в зависимости от пресс-релиза). Кем бизнесмена только ни называли: инвестором с гарвардским образованием, который в 2018 году через собственный инвестиционный фонд R.E. Lee Octagon заплатил $1,2 млрд за покупку пятизвездочной гостиницы Mandarin Oriental в Тайбэе на Тайване; филантропом, учредившим благотворительный фонд на $250 млн; владельцем почти десятка домов по всему миру. Еще говорили, что он «крупнейший в Азии инвестор и коллекционер шампанского и один из первых владельцев частного самолета Gulfstream G650». Ах да, еще он был инвестором легендарной гоночной команды «Уильямс» в рамках «Формулы-1».
Большинство этих сведений подтвердить не удалось. Другие оказались откровенной ложью. Долей в гоночной команде «Формулы-1» у мужчины нет. Mandarin Oriental в Тайбэе ему не принадлежит. Домами, адреса которых он дал, владеют либо его родители, либо другие люди. В базе Гарвардской школы бизнеса выпускника по имени Келвин Ло не нашли. По всей видимости, не существует даже благотворительного фонда R.E. Lee Octagon, а в R.E. Lee Capital пояснили, что хоть Ло ― на самом деле сын независимого инвестора фирмы, причастность к бизнесу его матери Реджины Ли (которая является председателем совета директоров) «нельзя ложно толковать как связь господина Ло и нашей компании». В R.E. Lee Capital также подтвердили, что организация и близко не располагает средствами под управлением якобы на сумму $8–10 млрд.
Что же касается страхового бизнеса Ло R.E. Lee International, один бывший высокопоставленный сотрудник считает, что выдать за прошлый год страховых полисов на $800 млн (номинальная стоимость) организация попросту не могла. По расчетам Forbes USA, компания стоит примерно $60 млн. Гораздо труднее определить, кто ее контролирует. Мать Ло выкупила бизнес, который сама помогала строить, в 2015 году. Возможно, она передала предприятие сыну. Реджине Ли и Фрэнсису Ло, отцу Келвина, принадлежат по меньшей мере две квартиры в Виктория-Пик, самом престижном жилом районе Гонконга, офис R.E. Lee International площадью 376 кв. м в деловом центре того же Гонконга и кондоминиум в Ванкувере. В том, что его семья состоятельна, нет никаких сомнений, но они не настолько богаты, как заверяет Келвин. Совокупное состояние Ло и его родителей не превышает $200 млн.