Предугадала Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), YouTube и Tinder: история популярной в нулевых соцсети HotOrNot
В первый день работы сайт HotOrNot, где можно было оценить внешний вид пользователей, посетили тысячи человек. Проект заработал миллионы долларов и придумал механики, которые до сих пор используются в соцсетях — но это не помогло ему выжить.
HotOrNot появилась до Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), MySpace, Twitter, YouTube, Tinder и других. Соцсеть, созданная студентами Калифорнийского университета Джеймсом Хонгом и Джимом Янгом, позволяла одному пользователю загружать фото, а другому — оценивать его по десятибалльной шкале.
Однако тогда интернет был другим, вспоминает Эван Уильямс, соучредитель Twitter и друг Хонга, и подобная концепция всех шокировала. Впрочем, именно на это и ставили «дерзкие», по словам Уильямса, создатели сети.
Успех HotOrNot дал начало платформе YouTube: видеохостинг изначально задумывался как сайт знакомств, где вместо фото люди размещали видео. А её платный сервис Meet Me стал предшественником Tinder.
История создания HotOrNot
Истории о том, как родилась идея HotOrNot, разнятся, но начинаются всегда одинаково: Хонг и Янг часто спорили, достойна ли та или иная женщина оценки в 10 баллов. И решили создать сайт, который бы помог им получить ответ.
По словам самого Янга, они начали разработку ещё и потому, что заскучали: «Я учился в аспирантуре и занимался тем, что меня удручало. Дописав выпускную работу, я хотел отвлечься. Сайт с оценкой фотографий показался мне забавной и достаточно простой для реализации идеей».
Изначальная концепция сайта заключалась в пассивном «любовании», а интерфейс напоминал бы слайдшоу. Однако позже основатели добавили рейтинг, чтобы сделать соцсеть интерактивной и воззвать к естественной привычке человека судить других по внешности.
Хонг и Янг запустили сайт 9 октября 2000 года, отправив ссылку нескольким друзьям. Менее чем через 12 часов его посетили тысячи людей. Так за одну ночь HotOrNot стала интернет-сенсацией. Основатели поняли: если так продолжится, к концу месяца затраты на сервер составят около $50 тысяч. Трафик, тем временем, удваивался каждые пару часов.
Тогда студенты подключили сайт к университетской сети, надеясь, что никто не заметит. Нагрузку на сеть обнаружил декан Ричард Ньютон. Однако вместо того чтобы исключить Юнга, он увидел в проекте потенциал и разрешил оставить компьютер ещё на пару дней. Позже Ньютон представил Юнга и Хонга команде Google: тогда HotOrNot стала одним из первых бета-тестеров сервиса контекстной рекламы Google Adsense.
Незамысловатый, как говорит сам Хонг, сайт за полтора месяца стал 20-м в мире по объёмам трафика. Новаторство HotOrNot вдохновило пользователей на создание пародийных сервисов, например, GothOrNot и RateMyPoo, и даже любительских реалити-шоу.
В марте 2001 года основатели добавили в HotOrNot платный сервис для знакомств Meet Me. В нём вместо привычных для таких сервисов объёмных анкет публиковались только фото, краткое описание и список интересов.
Сайты знакомств существовали и тогда, однако отличались возрастной аудиторией и возможностью написать кому угодно. На Meet Me связаться с пользователем можно было только при взаимной симпатии. К 2003 году основатели заработали более $4 млн без поддержки инвесторов. При этом 88% выручки приносило автоматическое продление подписки.
«Тогда все в Кремниевой долине учились по ходу дела», — вспоминает Стив Чен, соучредитель YouTube и друг Янга. По его словам, HotOrNot — уникальный пример технологического стартапа, который после краха доткомов в 2000 году сумел добиться огромного финансового успеха.
Это доказывало, что прибыльным может стать сайт с низкими производственными расходами и смелыми идеями.