Игровое кино: какие технологии помогли Бекмамбетову снять блокбастер
В конце апреля на экраны выходит блокбастер Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев», основанный на реальной истории Героя Советского Союза Михаила Девятаева. Летом 1944 года он совершил самый дерзкий побег в военной истории, угнав с хорошо охраняемого аэродрома новейший немецкий бомбардировщик с совершенно секретной документацией по «оружию возмездия» Третьего рейха. Тимур Бекмамбетов славится тем, что почти во всех своих фильмах применяет технологии, ранее не использующиеся в кинематографе. Мы встретились с легендарным режиссером и поговорили как раз об этом.
В нашем фильме мы почти 30 минут находимся в самолете, в небе. Это очень редкая задача. Несмотря на то что сами бои, в которых участвовал Девятаев, достаточно подробно описаны, передо мной стояла трудная задача — придумать, как снять такое количество воздушных сцен достоверно, эффектно, эмоционально и как аттракцион в такой короткий срок производства. На производство компьютерной графики у нас было всего 7 месяцев.
Есть несколько традиционных технологий. Самая редкая и дорогая — поднять в небо реальные самолеты и начать воевать. Например, в «Дюнкерке» Нолана какие-то кадры снимались с настоящими самолетами. Но в нашем случае снять полноценные 20-30 минут боя — нереально. Будет скучно, с массой ограничений и безумно дорого. К тому же «Аэрокобры», которые пилотируют наши герои, давно уже не летают.
Второй путь — компьютерная графика. Студии уже научились идеально делать сами самолеты, небо, состояние погоды, освещение. Проблемы начинаются на этапе анимации. Самое сложное — хореография боя. Потому что, каким бы хорошим не был аниматор, бои происходят у него в голове. А художники мыслят кадрами, а не сценой целиком. И тем более у них нет возможности импровизировать. Импровизацию как поведения персонажа и самолета, так и тех ошибок, которые совершаются, очень трудно сымитировать. Потому что аниматор сначала должен всё придумать, сделать, согласовать со всеми участниками производства. И это очень сложная вещь.