Медина Дитц: «Многое зависит от поведения правительства в период пандемии»
Инвестиции в недвижимость многими во всем мире рассматриваются как сохранные. Как пандемия повлияла на рынок премиальной коммерческой недвижимости в России и в мире? Какие новые тренды в управлении объектами появились? Обо всем этом в интервью Медины Дитц, управляющего директора группы Valartis в России и СНГ.
Valartis — международная группа, специализирующаяся на управлении проектами в сфере недвижимости, а также на инвестициях и предоставлении консультационных услуг в сфере корпоративного и структурного финансирования. Это один из первых западных игроков, решившихся прийти в Россию, компания работает здесь уже 25 лет. О том, как пандемия повлияла на российский и европейские рынки, чем отличается ситуация от прошлых экономических кризисов и каким трендам надо следовать в премиальном сегменте недвижимости, мы поговорили с Мединой Дитц, управляющим директором группы Valartis в России и СНГ.
— Последний год весь мир провел в условиях изоляции. Как эта ситуация повлияла на рынок, на вашу работу?
— Премиальный сегмент менее других пострадал в ходе пандемии. Основной пул наших арендаторов составляют крупные международные и российские компании, а они устойчивее малого и среднего бизнеса. Большинство компаний не готовы уходить от формата традиционных офисов, хотя и пошли на сокращение штата и частичный переход на удаленную работу. Не надо забывать, что большинство квартир сотрудников плохо приспособлено к постоянной работе из дома, а эффективность личных контактов в рамках конкретной организации существенно выше любой виртуальной платформы.
Для нас сохранение добрых партнерских отношений с арендаторами — приоритетная задача, поэтому мы, безусловно, пошли на уступки, чтобы сохранить арендаторов. Например, где-то потребовалось снижение арендных ставок или отсрочка платежей.
— Какие сегменты пострадали больше других?
— Больше всего пострадали торговая недвижимость и отели, которым приходилось временно приостанавливать работу. Рынок офисной недвижимости тоже несколько просел. Согласно отчетам C&W, доля свободных площадей по итогам I квартала составляет 11,8% и по прогнозам экспертов к концу года вырастет до 12–12,5%. Перед пандемией вакантных мест было 10,2%.
— Как отличается ситуация в России и на европейских рынках? Есть ли принципиальная разница между сегодняшней ситуацией и прошлыми кризисами, которые рынок недвижимости проходил?
— Конечно, пандемия серьезно повлияла на рынок недвижимости и в России, и в Европе — спрос снизился везде, хотя, повторюсь, на рынке премиальной недвижимости это сказалось меньше. Однако в России ситуация сейчас заметно лучше, чем в Европе: рынок быстро наверстал упущенное, и последние месяцы в некоторых сегментах наблюдается тенденция к росту.
В Европе, где было несколько локдаунов, ситуация в целом несколько сложнее. Однако в премиальном сегменте спрос вырос во многих локациях. Здесь многое зависит от поведения правительства в период пандемии, поэтому в разных странах ситуация отличается.