Специалист по макроэкономике Олег Буклемишев — во что выгоднее вкладывать деньги

Правила жизниБизнес

«Труба – это главный механизм»

Главный редактор «Правил жизни» Сергей Минаев и специалист по макроэкономике Олег Буклемишев поговорили о том, почему российской экономике придется стать многоукладной, чем северокорейский опыт отличается от южнокорейского и во что теперь вкладывать деньги – в золото или в автомобильную резину

Олег Буклемишев, кандидат наук, директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ

Сергей Минаев: Я недавно открыл новости, а там Даниэль Ортега подписал указ о том, что в Никарагуа можно разместить российский военный контингент. И вот я думаю: не может же быть, чтобы это был тот же самый Ортега, про которого я в 1986-м ребенком слышал в программе «Время». Сын, наверное. Полез в Википедию – тот же самый. Такое дежавю.

Олег Витальевич: Да, он недавно четвертый раз подряд выборы выиграл, предварительно посадив конкурентов. У меня есть коллега, который родился в Никарагуа, у него там родители работали. Вот у кого дежавю.

Сергей: Новостные ленты разрываются в последний месяц: смотрите, курс евро-то, ха-ха, 65-70, а доллар-то 65 – при всех санкциях. В обычной ситуации это говорило бы о том, что экономика здоровая, а сейчас о чем говорит?

Олег: О том, что курс искусственный. Газопроводы продолжают работать, иностранная валюта поступает в Россию в прежнем темпе – около миллиарда долларов в день.

Сергей: Но востребована она меньше, потому что импорт катастрофически просел.

Олег: Я видел цифру в 89%. К тому же финансовые операции с долларом по сути закрыты, физлица могут купить только те наличные доллары, которые есть в кассах банков, а их не много. Так что укрепление курса свидетельствует скорее о болезни экономики. Что неудивительно: речь о стране, которая в одночасье лишилась валютных резервов и проводит спецоперацию. Низкий курс доллара беспокоит и Минфин, и Центробанк. Минфин свои доллары, которые получает в виде налоговых поступлений, должен менять на рубли по невыгодному для себя курсу.

Сергей: Что не очень хорошо для бюджета.

Олег: Естественно. И Центробанку происходящее тоже не нравится, потому что влияет и на торговлю, и на инвестиции. Парадоксальная ситуация: вроде бы все хорошо, но поделать с этим ничего нельзя. Такой чемодан без ручки.

Сергей: А что с этим вообще можно было бы сделать?

Олег: Мне этот вопрос недавно задали. Я ехал в такси из аэропорта, полусонный, мне звонят с радио: «А что в такой ситуации делать Центробанку?». И я вдруг понял что. В обычной ситуации в здравом уме никогда бы не пришел к такому решению. Центробанку нужно бросить этот рынок и ввести обратно административный курс. Он, возможно, точнее отражал бы то, что реально происходит в экономике.

Сергей: Административный курс, тот, который в Советском Союзе печатала по вторникам газета «Известия»?

Олег: Совершенно верно. Но мы можем его каждый день менять, это дело вкуса и желания. Какой хотите, такой и установите. На самом деле, Центробанк даже раньше мог устанавливать любой курс, который ему нравился, – с таким обилием резервов это можно было себе позволить, по крайней мере, на короткое время. А сейчас с этим вообще не возникло бы никакой проблемы.

Сергей: Идет спецоперация. И где-то по местам столкновений проходит условная труба, в которую никто не стреляет ни с той, ни с другой стороны. Более того, с одной стороны туда закачивается газ или нефть, а с другой – туда текут от условного противника нефтедоллары. Это же тоже какая-то шизофреническая картина, ее трудно представить.

Олег: Это чистый Сорокин. Я слышал (не знаю, насколько правда), что есть еще и ряд украинских предприятий, по которым не наносятся удары, потому что это эксклюзивные поставщики российских предприятий.

Сергей: Можно предположить, что вентили для трубы делаются где-нибудь на территории Украины.

Олег: Вполне может быть.

Сергей: Насколько в этих условиях вообще возможна рыночная экономика?

Олег: На рынок можно смотреть с разных точек зрения, у него есть безусловная сильная сторона – любая экономика распределяет ресурсы, но рыночная распределяет их автоматически. Доверяя что-то рынку, вы снимаете с себя ответственность и переносите ее на Адама Смита и на неодушевленный экономический механизм.

Сергей: Мало хлеба – высокая цена, много хлеба – низкая цена.

Олег: Абсолютно. Примерно так это и работает. В этом смысле рыночная экономика лучше любых других, особенно в тех ситуациях, когда нет доминирующего субъекта, который подминает рынок под себя, и когда управленческий ресурс ограничен. Государство могло бы рынок под себя подмять и вернуться к прямому распределению ресурсов, но боится ответственности. Вероятно, поэтому рыночная экономика до сих пор жива в России.

Сергей: Рыночная или все-таки гибридная? Тут рыночные механизмы, здесь Центробанк назначает курс, там гаражная экономика и серый импорт.

Олег: Многоукладная экономика. У большевиков после Октябрьской революции мелькало что-то подобное. Абсолютный рынок в деревне, потом продразверстка, нэп с новой буржуазией, а сверху Госплан.

Сергей: А южнокорейская модель? В Южной Корее когда-то построили экономику чеболей, восемь крупных картелей. Все работало, хотя это были практически государственные компании, государственно-семейные.

Олег: Здесь, как с Китаем, китайскую историю в России повторить нельзя, потому что в России нет такого количества китайцев. Южной Кореей стать не получится, потому что северные корейцы по духу у нас есть, а южных я что-то не замечал. Потом, даже для них чеболи были болезненной историей – банкротства, президенты в тюрьме, жуткая коррупция. Ну и в конце концов они тогда строили индустриальную экономику, заводы. Это была другая стадия развития. Сегодня экономика постиндустриальная. Вам мало заплатить человеку, который создаст какой-нибудь интеллектуальный продукт. Вам нужно еще обеспечить ему комфорт, иначе он сядет в самолет и на деньги, которые вы ему заплатили, улетит туда, где ему приятно жить. Это гораздо страшнее, чем кажется. Для среднего класса мир абсолютно проницаем. Средний класс глобализирован.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Будет дороже, но возможности появятся» «Будет дороже, но возможности появятся»

Профессор Олег Вьюгин — о том, почему военный коммунизм никогда не победит

Правила жизни
Одна вокруг света: опасная дорога к ледникам, горные озера и разноцветная гора Одна вокруг света: опасная дорога к ледникам, горные озера и разноцветная гора

176-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Перу

Forbes
Шкалик Шкалик

Анатолий живет очень скромно и пишет роман про старый газетный лист

Правила жизни
«Пока ты занят работой свидетеля — ты не турист» «Пока ты занят работой свидетеля — ты не турист»

Ренато Боррайо Серрано — о политическом театре и колониальном взгляде в кино

Weekend
Алмазы под давлением Алмазы под давлением

Экономист Александр Аузан о будущем креативных индустрий

СНОБ
Кнопка «выкл» Кнопка «выкл»

Анестезиолог о разных видах наркоза (кому и в каких случаях он нужен)

Лиза
Краткая история наготы Краткая история наготы

Как менялось отношение человечества к обнаженному телу

Правила жизни
Оказалось, что людям нравится проводить время без смартфона. Однако они этого не понимают Оказалось, что людям нравится проводить время без смартфона. Однако они этого не понимают

Способен ли человек наслаждаться временем, отложив смартфон?

ТехИнсайдер
Читая «Капитал» Читая «Капитал»

Джорджа Блейка принято называть легендарным советским разведчиком

Дилетант
«Душечка» хорошего питания «Душечка» хорошего питания

Геня Фейгенберг мало чем отличалась от многих своих современниц

Дилетант
2000 год 2000 год

Отставка Бориса Ельцина, катастрофа подлодки «Курск», «Брат 2» и другие события

Esquire
Почему ни в коем случае нельзя терпеть, если хочется в туалет? Почему ни в коем случае нельзя терпеть, если хочется в туалет?

Если ты терпишь позывы в туалет часто, это может привести к последствиям

VOICE
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Как защитить отношения от последствий финансового кризиса: 5 шагов Как защитить отношения от последствий финансового кризиса: 5 шагов

Как сохранить гармоничные отношения на фоне кризиса

Psychologies
Как жить дальше после расставания: 3 совета Как жить дальше после расставания: 3 совета

Что мешает нашему разбитому сердцу исцелиться?

Psychologies
Почему в мире с мегаполисами люди до сих пор живут в племенах. Фрагмент книги «Разговоры на песке. Как аборигенное мышление может спасти мир» Почему в мире с мегаполисами люди до сих пор живут в племенах. Фрагмент книги «Разговоры на песке. Как аборигенное мышление может спасти мир»

Фрагмент главы «Мальчик-Альбинос» из книги «Разговоры на песке»

Правила жизни
Животное в человеке: 6 неочевидных лайфхаков по улучшению самочувствия Животное в человеке: 6 неочевидных лайфхаков по улучшению самочувствия

Какие привычки наших соседей по планете служат своеобразным антистрессом?

Psychologies
Как выбрать итальянский ресторан и не разочароваться? Пошаговая инструкция от Уиллиама Ламберти Как выбрать итальянский ресторан и не разочароваться? Пошаговая инструкция от Уиллиама Ламберти

Какие ошибки совершают рестораторы, открывая итальянский ресторан?

Правила жизни
Пять уникальных особенностей третьего поколения Range Rover Sport Пять уникальных особенностей третьего поколения Range Rover Sport

Стильный, технологичный, изысканный и всё еще внедорожник Range Rover Sport

4x4 Club
Расслабиться по-настоящему: 7 необходимых типов отдыха Расслабиться по-настоящему: 7 необходимых типов отдыха

Для того, чтобы чувствовать себя отдохнувшими, нам нужны разные виды отдыха

Psychologies
Infiniti QX55. Отличный автомобиль с проблемами в имидже Infiniti QX55. Отличный автомобиль с проблемами в имидже

Рестайлинговый Infiniti QX55 — неужели это безупречный автомобиль?

4x4 Club
Школа автотуризма. Минимальный набор для небольшого путешествия Школа автотуризма. Минимальный набор для небольшого путешествия

Ну казалось бы, что может быть проще – собрались да поехали

4x4 Club
Николай Бобров: «Мне запросто может позвонить шеф из другого ресторана и попросить рецепт» Николай Бобров: «Мне запросто может позвонить шеф из другого ресторана и попросить рецепт»

Интервью с шефом Николаем Бобровым о поиске идей, конкуренции у поваров и жизни

Bones
Руководство для IT-специалиста: какой язык программирования выбрать для разработки мобильного приложения Руководство для IT-специалиста: какой язык программирования выбрать для разработки мобильного приложения

Популярные языки программирования для мобильных приложений

ТехИнсайдер
Кого зовёт больной живот: как понять, что личная жизнь вызывает проблемы с ЖКТ, и что с этим делать Кого зовёт больной живот: как понять, что личная жизнь вызывает проблемы с ЖКТ, и что с этим делать

Правда ли, что боли в животе связаны с психологическими проблемами?

VOICE
Сколько Сколько

Ходят легенды, будто душа весит 21 грамм — откуда эта цифра?

ТехИнсайдер
Знатным скандинавам эпохи викингов приглянулся мех бобра Знатным скандинавам эпохи викингов приглянулся мех бобра

Бобровый мех выступал для местной скандинавской верхушки предметом роскоши

N+1
Хатха-йога: польза, вред и 7 упражнений для новичков Хатха-йога: польза, вред и 7 упражнений для новичков

Люди веками используют различные направления йоги для поддержания здоровья

РБК
Звезды, которые пошли по стопам своих родителей: от юных талантов до опытных мастеров актерского дела Звезды, которые пошли по стопам своих родителей: от юных талантов до опытных мастеров актерского дела

Кто из знаменитых детей продолжил дело своих родителей?

Правила жизни
«Медовые дни» Эшколя Нево: роман о приключениях пожилых репатриантов из России «Медовые дни» Эшколя Нево: роман о приключениях пожилых репатриантов из России

Отрывок из романа «Медовые дни» — о том, что никогда не поздно

Forbes
Открыть в приложении