«12 стульев» и «Золотого теленка» написали все-таки Илья Ильф и Евгений Петров

Правила жизниКультура

Сергей Беляков

Изучив опубликованную «Правилами жизни» главу из цикла Дмитрия Галковского, историк и литературовед Сергей Беляков не смог сдержать профессионального возмущения и изъявил готовность ответить автору на страницах журнала. А редакция не смогла ему отказать.

Текст Галковского похож на кавалерийскую атаку: смелость, напор, даже лихость. Но чтение требует внимания, а не лихости. Перечитаем же внимательно.

«Легенда о создании «Двенадцати стульев» изложена братьями Катаевыми. Она никогда не оспаривалась и стала своеобразным каноном».

Во-первых, неплохо бы назвать, где и как появилась эта «легенда». История работы над «12 стульями» описана Евгением Петровым в его воспоминаниях об Илье Ильфе, а много лет спустя, более пространно и художественно, рассказана Валентином Катаевым в знаменитой книге «Алмазный мой венец». Во-вторых, Галковский ниже сообщает как будто прямо противоположное: «Сторонниками авторства Булгакова сконструирована умопомрачительная версия…» Значит, версия все-таки оспаривается? Как же это согласуется со второй фразой? В самом деле, еще в 2013 году Ирина Амлински выпустила книгу под названием «12 стульев от Михаила Булгакова». Там и появилась, насколько я могу судить, впервые, версия об авторстве Булгакова. Однако имени Ирины Амлински Галковский почему-то не называет.

Документы

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) есть фонд 1821 – фонд Ильфа и Петрова. Там хранится автограф романа «12 стульев». 263 листа, «написанных рукой Е.П. Петрова и подписанных им и И. Ильфом». Сохранились планы и черновые наброски к роману «Великий комбинатор» (так изначально назывался «Золотой теленок»). Сохранилась и рукопись «Золотого теленка». Большая часть страниц написана также рукой Петрова, меньшая часть – машинопись с правкой Ильфа и Петрова. Рядом с другими сочинениями Ильфа и Петрова – рядом с «Одноэтажной Америкой», «Светлой личностью», с водевилями и киносценариями. Это железобетонное доказательство авторства Ильфа и Петрова. Конечно, можно представить себе такую картину: Булгаков диктует, Ильф слушает, а Петров записывает. Или Петров переписывает рукопись Булгакова, а потом уничтожает ее, как булгаковский Мастер уничтожил свой роман. Но тогда в личном архиве Михаила Афанасьевича должны были сохраниться какие-то наброски, черновики. Сохранились же черновые варианты «Мастера и Маргариты». Почему никто из булгаковедов, включая въедливую Мариэтту Чудакову, не сделал великого открытия? Ведь это была бы литературная сенсация! Но документальных подтверждений авторства Булгакова нет. На этом можно было бы окончить дискуссию, но версия о Булгакове как создателе романов про Остапа Бендера «ушла в народ». Ее всерьез обсуждают и нередко начинают вот с чего: разве могли обычные журналисты написать два таких романа, одновременно увлекательных, популярных и художественно совершенных? Отдает должное этой версии и Галковский.

«Негры должны работать в поте лица, а не учиться. И работать они должны уметь. А что написали Ильф и Петров к моменту заказа? Да НИЧЕГО».

К моменту заказа Ильф и Петров несколько лет работали в редакции газеты «Гудок». Там учились писать коротко, ярко и смешно. Было у кого учиться: у того же Михаила Булгакова, у Валентина Катаева и Юрия Олеши. По словам Паустовского, там работали «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве». К осени 1927 года Ильф и Петров были авторами фельетонов, очерков, юмористических рассказов. Ильф писал, по крайней мере, с 1923 года, Петров – с 1924-го. Они продолжали писать и после шумного успеха «12 стульев». Прожили недолго – по 39 лет. Ильф умрет в 1937-м от туберкулеза, Петров погибнет в 1942-м. Но их творческое наследие очень велико. Повести «Светлая личность», «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска», «1001 день, или Новая Шахерезада». Юмористические

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

95 лет роману Двенадцать стульев 95 лет роману Двенадцать стульев

«12 стульев» — пример живой сатиры, понятный читателю из совсем другого мира

Правила жизни
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Первый Берлинский кризис Первый Берлинский кризис

Берлинский кризис стал первым крупным испытанием на прочность послевоенного мира

Дилетант
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Краткая история наготы Краткая история наготы

Как менялось отношение человечества к обнаженному телу

Правила жизни
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Что нам стоик Что нам стоик

Как при помощи стоической философии избавиться от боли

Правила жизни
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Управляемый хаос Управляемый хаос

Современный мир лишился лидера

Esquire
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи

Что такое коллаген? Нужно ли его пить для здоровья кожи?

ТехИнсайдер
Равнение на середину Равнение на середину

Простые упражнения для тонкой талии и плоского живота

Лиза
Узнайте, есть ли у ваших друзей Узнайте, есть ли у ваших друзей

На какие проблемы со здоровьем может указать нервный смех?

ТехИнсайдер
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный» Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный»

Я взошел на трибуну и водрузил диктофон прямо у микрофона. Повисла пауза

Коллекция. Караван историй
Время тает Время тает

Ледники, которые стоит лично увидеть, пока они еще не покинули этот мир

Men Today
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Открыть в приложении