Сергей Беляков
Изучив опубликованную «Правилами жизни» главу из цикла Дмитрия Галковского, историк и литературовед Сергей Беляков не смог сдержать профессионального возмущения и изъявил готовность ответить автору на страницах журнала. А редакция не смогла ему отказать.
Текст Галковского похож на кавалерийскую атаку: смелость, напор, даже лихость. Но чтение требует внимания, а не лихости. Перечитаем же внимательно.
«Легенда о создании «Двенадцати стульев» изложена братьями Катаевыми. Она никогда не оспаривалась и стала своеобразным каноном».
Во-первых, неплохо бы назвать, где и как появилась эта «легенда». История работы над «12 стульями» описана Евгением Петровым в его воспоминаниях об Илье Ильфе, а много лет спустя, более пространно и художественно, рассказана Валентином Катаевым в знаменитой книге «Алмазный мой венец». Во-вторых, Галковский ниже сообщает как будто прямо противоположное: «Сторонниками авторства Булгакова сконструирована умопомрачительная версия…» Значит, версия все-таки оспаривается? Как же это согласуется со второй фразой? В самом деле, еще в 2013 году Ирина Амлински выпустила книгу под названием «12 стульев от Михаила Булгакова». Там и появилась, насколько я могу судить, впервые, версия об авторстве Булгакова. Однако имени Ирины Амлински Галковский почему-то не называет.
Документы
В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) есть фонд 1821 – фонд Ильфа и Петрова. Там хранится автограф романа «12 стульев». 263 листа, «написанных рукой Е.П. Петрова и подписанных им и И. Ильфом». Сохранились планы и черновые наброски к роману «Великий комбинатор» (так изначально назывался «Золотой теленок»). Сохранилась и рукопись «Золотого теленка». Большая часть страниц написана также рукой Петрова, меньшая часть – машинопись с правкой Ильфа и Петрова. Рядом с другими сочинениями Ильфа и Петрова – рядом с «Одноэтажной Америкой», «Светлой личностью», с водевилями и киносценариями. Это железобетонное доказательство авторства Ильфа и Петрова. Конечно, можно представить себе такую картину: Булгаков диктует, Ильф слушает, а Петров записывает. Или Петров переписывает рукопись Булгакова, а потом уничтожает ее, как булгаковский Мастер уничтожил свой роман. Но тогда в личном архиве Михаила Афанасьевича должны были сохраниться какие-то наброски, черновики. Сохранились же черновые варианты «Мастера и Маргариты». Почему никто из булгаковедов, включая въедливую Мариэтту Чудакову, не сделал великого открытия? Ведь это была бы литературная сенсация! Но документальных подтверждений авторства Булгакова нет. На этом можно было бы окончить дискуссию, но версия о Булгакове как создателе романов про Остапа Бендера «ушла в народ». Ее всерьез обсуждают и нередко начинают вот с чего: разве могли обычные журналисты написать два таких романа, одновременно увлекательных, популярных и художественно совершенных? Отдает должное этой версии и Галковский.
«Негры должны работать в поте лица, а не учиться. И работать они должны уметь. А что написали Ильф и Петров к моменту заказа? Да НИЧЕГО».
К моменту заказа Ильф и Петров несколько лет работали в редакции газеты «Гудок». Там учились писать коротко, ярко и смешно. Было у кого учиться: у того же Михаила Булгакова, у Валентина Катаева и Юрия Олеши. По словам Паустовского, там работали «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве». К осени 1927 года Ильф и Петров были авторами фельетонов, очерков, юмористических рассказов. Ильф писал, по крайней мере, с 1923 года, Петров – с 1924-го. Они продолжали писать и после шумного успеха «12 стульев». Прожили недолго – по 39 лет. Ильф умрет в 1937-м от туберкулеза, Петров погибнет в 1942-м. Но их творческое наследие очень велико. Повести «Светлая личность», «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска», «1001 день, или Новая Шахерезада». Юмористические