Мастер Цыганов
Одним из самых значимых событий культурной жизни нашей страны последнего времени стала экранизация "Мастер и Маргарита". Проклятый роман, снять фильм по которому мечтали лучшие режиссеры мира, включая Федерико Феллини, обрел свою самую масштабную экранизацию. В гостях у MT исполнитель роли Мастера — Евгений Цыганов.
Конечно, нельзя сказать, что после выхода на экраны “Мастера и Маргариты” Евгений Цыганов проснулся знаменитым — он обрел этот статус задолго до того, но роль мастера (в романе Булгакова имя героя пишется именно со строчной буквы) стала одной из самых ярких и уж точно одной из самых обсуждаемых в карьере актера. Отныне у всех, кто видел фильм, во время прочтения или перечитывания книги будет всплывать в сознании созданный Евгением образ. Так, думая о Шерлоке Холмсе, мы видим Василия Ливанова, вспоминая Д'Артаньяна, слышим голос Михаил а Боярского и не можем представить иного профессора Преображенского, кроме как сыгранного Евгением Евстигнеевым. Всегда интересно, каким был бы тот или иной персонаж, исполни его роль в успешном фильме или спектакле другой, но не менее интересно, как громкая роль вошла в жизнь той или иной звезды.
Для меня история с экранизацией “Мастера и Маргариты” началась, когда я узнал, что Николай Лебедев будет снимать сериал по роману Булгакова, и Юлю (Юлия Снигирь — актриса и жена Евгения Цыганова. — МТ) позвали на пробы.
Тебя тогда на роль мастера не рассматривали?
Тогда предполагалась другая история — скорее буквальная экранизация книги — и совсем иной мастер. Я видел какие-то пробы грима Маргариты, Юля делилась со мной своими переживаниями, и все это продолжалось довольно долго. Потом я узнал, что Коля Лебедев уходит на съемки “Нюрнберга”, и поэтому ищут другого режиссера. У продюсеров, насколько я знаю, были мысли обратиться чуть ли не к Базу Лурману, а на роль Воланда позвать Рассела Кроу или Гарри Олдмана, но я так понял, что их гонорары чуть ли не превышали финальный бюджет фильма. В итоге режиссером стал Миша Локшин, блестяще дебютировавший с фильмом “Серебряные коньки”. С Мишей мы были знакомы очень давно, но это никак не отразилось на моем приглашении на роль — скорее наоборот. Он собрал весь кастинг, но меня утверждать не спешил. Полагаю, потому, что видел до этого в основном в каких-то веселых компаниях во времена нашей бурной юности, и для него я был последним, кто ассоциировался с образом мастера. А я, в свою очередь, совсем не знал Мишу как режиссера… Перебрав всех возможных артистов, он предложил все-таки мне роль, но тут уже не мог я — на этот период у меня были запланированы другие съемки. Однако совершенно неожиданно одновременно с предложением другие съемки отменились. Я отнесся к этому как к знаку — и вот.
Ты чувствовал, что фильм наделает столько шума?
Верил ли я в успех? Нет. Но сейчас мне пишет огромное количество людей, которые смотрят его по второму, третьему, четвертому разу. Это удивительное явление, потому что сегодня можно по пальцам пересчитать те фильмы, которые захочется смотреть несколько раз. Здесь же такое желание возникает, думаю, еще и благодаря тому, что это не буквальная иллюстрация романа, и люди кинулись покупать книги (продажи “Мастера и Маргариты” в книжных выросли в семь раз. — МТ), чтобы сравнить. Между фильмом и романом есть граница, и поэтому интересно взять книгу и увидеть, где эта граница проходит.
Тебя самого эти отличия не смущают?
Я сначала пытался какие-то вещи с Мишей оспаривать, например, говорил: “Подожди, ну вот эта фраза, она же хуже, чем то, что написано у Булгакова?” На что он отвечал: “Ты понимаешь, в чем дело, это тоже фраза Булгакова, просто из второй редакции романа”. И доставал огромный талмуд со ссылками и цитатами. И в какой-то момент я перестал с Мишей спорить. Поэтому те, кто считают, что с романом обошлись пренебрежительно и легкомысленно, заблуждаются. Конечно, есть люди, которые знают роман лучше, как, например, работники музея Булгакова, но их немного, и с ними Миша обсуждал сценарий, перед тем как снимать фильм. Более того, то, что может показаться авторской фантазией, во многом пришло в сценарий из писем Булгакова, из воспоминаний современников, из других произведений. В общем, как сказано в фильме, “проделана большая работа”.
Ты сам доволен результатом работы?
Я считаю, что произошло своего рода чудо. “Мастер и Маргарита” — это какая-то неподъемная в моем понимании штука, так что мне сложно поверить, что это вообще стало возможным. Более того, на фоне разговоров о “проклятии Булгакова” я склонен думать теперь о “булгаковском благословении”. Но хотя я изначально и не очень верил в успех мероприятия, отказаться не мог по двум причинам. В первую очередь потому, что Юля была Маргаритой, а у того же Булгакова написано, что разделить участь любимого человека — это и есть любовь. А во вторую очередь потому, что это такой материал, от которого можно отказываться, только когда есть тотальное недоверие к тем, кто за него взялся. Мне же быстро стало понятно, что Миша и Рома Кантор