Второе непришествие
Обновленная Skoda Octavia – что осталось за кадром
Марка Skoda обновила свой мировой бестселлер – модель Octavia четвертого поколения. Прямого отношения к России эта новость уже не имеет. Компания официально ушла из страны. Но интерес к ее продукции остался. Для многих Octavia по-прежнему выступает эталоном практичного автомобиля на каждый день. Полушутя ее называют «божественной». Да и всегда приятно обсудить бывшую. Внештатный корреспондент «Автопилота» тоже принял участие в дискуссии. Он проник на закрытую европейскую презентацию.
Закрытые презентации – обычное явление в автомобильном мире. Они нужны для того, чтобы к моменту официальной публикации развернутого пресс- релиза особо приближенные журналисты знали чуть больше, чем все остальные. Как минимум могли увидеть машину живьем и поговорить с людьми, причастными к ее созданию. Правила просты: приезжаешь на место собрания, сдаешь на входе телефон и прочие устройства, способные производить съемку, и подписываешь «эмбарго», договор о неразглашении информации до такого-то часа такого-то числа.
С глазу на глаз
Во время пандемии ковида все виды очных показов прекратились, а сейчас снова набирают былую популярность. Общение с глазу на глаз, без камер и микрофонов, никакие онлайн-конференции заменить не могут.
Десять лет назад во время похожей встречи один из сотрудников Skoda рассказал мне в режиме «я тебе этого не говорил» одну заводскую легенду про «Октавию» третьего поколения, известную фанатам марки под индексом A7, первую машину чешской марки, сделанную на платформе MQB, в которую концерн Volkswagen вложил сотни миллионов евро. Над созданием «а-седьмой» работал дизайнер Йозеф Кабан, тот самый, что до того «нарисовал» Bugatti Veyron. Финальное представление внешности модели проходило в Вольфсбурге, в штаб-квартире концерна. И там, по корпоративной легенде, дизайнеру сказали: «Поздравляем. У вас получилась красивая машина. Очень красивая машина. Ваша Octavia настолько привлекательна, что может составить конкуренцию Audi A6, что нам совершенно не нужно. У нас есть два варианта: вы сами добавите несколько штрихов, чтобы убрать ненужную премиальность. Или мы выделим пару собственных дизайнеров-дуболомов. Попросим их улучшить». Кабан согласился «подговнять» сам. Возможно, история придуманная. Но драматизм в ней шекспировский. Или тарас-бульбовский?
Без оглядки на Россию
На презентацию обновленной «Октавии» четвертого поколения я попал в качестве журналиста одного чешского издания, которое писало про автомобили Skoda еще при Густаве Гусаке, чехословацком Брежневе. Местом для встречи был выбран закрытый от посторонних глаз дизайнцентр в Млада-Болеславе. В этом городе, расположенном в 50 км от Праги, в 1895 году была основана компания, сегодня известная как Skoda Auto.
В наши дни Skoda Auto – один из «самых привлекательных» работодателей в Чехии, наряду с Lego, IBM и Coca-Cola. Люди держатся за работу в Skoda Auto, гордятся ей, а потому на каждой встрече с представителями компании я всегда встречаю много старых знакомых. На этот раз моим собеседником стал человек, которого я назову вымышленным именем – Мирослав Пшеничка. Он пришел в компанию в 1991 году, когда Skoda стала частью концерна Volkswagen, и больше 20 лет курировал продажи на российском рынке. «Ты знаешь, – сказал мне пан Пшеничка, подняв бокал традиционного для всех шкодовских мероприятий пива Pilsner Urquell, – это обновление “Октавии” особенное. Впервые за долгие годы мы делали его без оглядки на Россию. Ваши покупатели очень придирчивы, хотя и предсказуемы. А вообще жалко, что все так получилось».
Не все плюшки
Skoda Octavia последнего, четвертого, поколения окончательно рассекретили весной 2020 года. Модель получила сенсорное управление климатом и светом, электромеханический стояночный тормоз и крошечный рычажок автоматической трансмиссии. Стали доступны матричные фары, на лифтбеке появился электропривод багажной двери.
Россиянам ожидаемо достались не все плюшки. С ходу были отметены гибридные версии, поставлен крест на полном приводе и ряде новых опций – проекции на ветровое стекло, сиденьях с функцией массажа. При минимальных заказах дорогих опций их локализация не имеет смысла.
«Skoda открыла официальное представительство в России в 2004 году, – объясняет пан Пшеничка, поддевая вилкой утопенец, маринованную сардельку, традиционную чешскую пивную закуску, – и первые десять лет все было относительно просто. Самые востребованные версии наших машин мы производили в России, на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде, а модели на любителя, у которых тоже был круг поклонников, возили из Чехии. К таковым, в частности, относились RS, спортивные версии “Октавии” и универсалы Octavia Combi. Разница в цене между местными и привозными машинами была, но не драматическая. Однако за 2014 год рубль серьезно упал относительно евро и чешской кроны. Поднять цены на автомобили в два раза мы не могли, мы всегда сдерживали курсовые колебания за свой счет. Ввоз машин из Европы лишился смысла. Зачем продавать в России машину за 35 тысяч евро себе в убыток, если ее охотно купят в Германии за 42 тысячи? Поэтому сроки поставок в Россию затягивались, а предложение сужалось».