Компания амазонок
Русский авангард был первым художественным движением – не только в России, но и в мире, – в котором женщины участвовали наравне с мужчинами. «Правила жизни» рассказывают о том, как, прежде чем массово встать к станку, женщины XX века встали к мольберту.
Художницы-авангардистки не считали себя феминистками. Европейское фемдвижение подняло их на свой щит после выставки в галерее Гуггенхайма в 1999 году. Выставки прошли в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Венеции и Бильбао, их посетил почти миллион человек, а термин «амазонки авангарда» стал общепринятым.
Вообще-то автор термина – поэт и переводчик Бенедикт Лившиц – называл амазонками трех художниц, наиболее известных в европейских художественных кругах в 1930-е: Наталью Гончарову, Ольгу Розанову и Любовь Попову. В 1999 году Джон Боулт, куратор галереи Гуггенхайма и создатель концепции той самой выставки, расширил круг амазонок, включив в него Варвару Степанову, Надежду Удальцову и Александру Экстер – тех, чьи работы были известны в Европе и в Америке. Все эти женщины не считали себя феминистками, но их истории – наглядный пример равноправия в действии: в работе, в отношениях, во взглядах.
***
К началу XX века в России уже начала складываться располагающая к равноправию художественная среда: в 1871 году женщинам разрешили поступать в российскую Академию художеств, а в 1883 году ученица академии впервые получила пенсион для образовательной поездки в Италию. Это была Евдокия Бакунина, кузина знаменитого русского анархиста Михаила Бакунина. Список русских художниц предшествующего авангарду XIX века полон аристократических фамилий: живописью активно занимались княгиня Зинаида Волконская, баронесса Елена Врангель, баронесса Анна фон Валь и даже русская императрица Мария Федоровна.
При этом нельзя сказать, что живопись была исключительно занятием состоятельных женщин, искавших способ приятно провести время. В императорской России художницы работали профессионально: издавали журналы и детские книги, как Екатерина Зарудная-Ковас; организовывали частные художественные школы, как Серафима Блонская; были и галеристки, например Надежда Добычина, которая занималась продажей предметов искусства и поддерживала супрематистов.
Однако амазонки в своем творчестве пошли дальше: они не просто поддерживали существующие культурные и художественные формы, но находили новые, революционные.
Наталья Гончарова, внучка богослова, переворачивает традиционное религиозное искусство, возвращая ему народные формы в духе неопримитивизма. Ее «Богоматерь с младенцем» похожа на измученную трудом крестьянку, ее полиптих «Жатва» рассказывает об апокалипсисе при помощи языческих образов сбора пшеницы и винограда, а ее «Четверых евангелистов» вообще запретила к показу московская полиция, заявив, что они «хуже, чем порнография».