Мануфактура русской игрушки
Исследование социально-экономического воздействия проекта
Проект «Мануфактура русской игрушки» запущен осенью 2020 года Центром ремесел «Семейные традиции » при поддержке Фонда президентских грантов. Механика проекта — обучение навыкам создания ватных игрушек. Целевая аудитория проекта — женщины старше 50 лет, оставшиеся без работы, мамы детей-инвалидов, многодетные мамы.
В течение года благополучатели обучались в онлайн- и офлайн-форматах изготовлению ватных новогодних игрушек и способам их реализации. На выбор предлагалось три уровня обучения: базовый, расширенный и продвинутый.
Цель и задачи проекта
Цель проекта — обеспечение полной или частичной занятости целевой аудитории за счет открытия постоянно действующей площадки для дополнительного заработка: «Мануфактуры русской игрушки».
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
- создание и оснащение производственного зала, образовательного центра, музея и пресс-центра «Мануфактуры»;
- разработка программы обучения с созданием платформ проведения онлайн-обучения для целевой аудитории, которая не сможет присутствовать на очных мероприятиях;
- формирование целевых групп проекта по территориальности в партнерстве с органами власти Московской области, дружественными НКО;
- запуск образовательного центра с беспрерывным процессом обучения;
- освещение в СМИ деятельности проекта;
- открытие Музея проекта;
- публикация специального журнала проекта;
- оценка социального воздействия проекта для возможности тиражирования практики.
Основные количественные результаты проекта
По завершении проекта организаторы предоставили следующие количественные результаты: за год реализации проекта было проведено более 350 мастер-классов, обучение на которых прошли более 1000 женщин-участниц, 420 благополучателей проекта смогут заниматься освоенным ремеслом на дому, 550 получили дополнительную занятость, 30 участниц получили постоянную занятость на «Мануфактуре», открыт Музей ватной игрушки.
Опыт оценки социального воздействия проекта импакт-инвестирования
В сентябре 2021 года Фондом развития медиапроектов и социальных программ Gladway было проведено социологическое исследование среди выпускников проекта (N=155). Анализ полученных данных является попыткой оценки социального воздействия проекта импакт-инвестирования.
Целью исследования стало изучение того, как проект повлиял на жизнь его выпускников. Исследование было поделено на три блока: составление социодемографического портрета выпускника проекта, определение психологического и экономического состояния семей участников на начало проекта, оценка социального воздействия на жизнь благополучателей путем фиксации изменений психологического климата и экономического положения.
Портрет благополучателей проекта
Как уже было отмечено выше, целевая аудитория проекта — женщины старше 50 лет, оставшиеся без работы, мамы детей-инвалидов, многодетные мамы. Опрос показал, что средний возраст участниц — 47,7 года, большинство из них состоят в браке, официальном и неофициальном (65%), и проживают в собственной квартире или частном доме (64,5%).
Где вы сейчас проживаете?
Как правило, участницы проживают с другими родственниками, у каждой второй есть дети до 18 лет, а каждая пятая имеет ребенка-инвалида. Подавляющее большинство участниц проекта — женщины с высшим образованием (79%), несмотря на это более трети участниц испытывает финансовые трудности: не хватает денег на покупку одежды, а некоторым сложно покрывать даже ежедневные расходы.
Оцените ваше материальное положение на данный момент
Находясь в условиях весьма ограниченного бюджета, женщины, участвующие в проекте, зачастую прибегают к кредитам на приобретение тех или иных товаров (29,6% среди опрошенных). В этом смысле статистически существует прямая зависимость между экономической ситуацией в семье и решением совершать покупки в кредит: в исследовании выяснилось, что та часть опрошенных, которая не испытывает серьезных материальных сложностей, реже прибегает к такому финансовому инструменту, как кредитование, или другим формам денежных займов. Тем не менее снова обратим внимание на то, что участницы в своем большинстве имеют собственную недвижимость для проживания или имеют возможность жить с родственниками, выплачивают ипотеку или платят за аренду — 19% опрошенных. Таким образом, из структуры расходов участниц практически исключена покупка недвижимости, основные денежные траты производятся на одежду и товары дешевле 50 тыс. руб. Как заключается в исследовании, многие категории покупок в целом неактуальны, так как, вероятно, уже были приобретены давно (вопрос о тратах на разные категории товаров задавался с ограничением в последние 3 года). Среди них могут быть квартира, дача, автомобиль, мебельный гарнитур и др.
Психологическое и экономическое состояние участников на начало проекта
Для возможности оценки социального воздействия проекта фиксировалось экономическое и психологическое состояние участниц на начало проекта. Чуть более трети опрошенных на момент старта участия в проекте имели основную работу, а иногда и дополнительную подработку. Подгруппа безработных участниц крупнее — 63%, среди которых 15% общей численности опрошенных — ухаживающие за больным ребенком.
Отчасти это обуславливает ту картину, которую мы увидели по части практики сбережений. 41% опрошенных женщин указали, что им не удается откладывать деньги, так как они «еле сводят концы с концами». Ощутимо откладывать удается только 18% — на одежду, обувь, отпуск.
На момент начала вашего участия в проекте вы работали где-нибудь?
После обязательных ежемесячных выплат (ЖКХ, кредитов, ипотеки и т.п.) вы могли откладывать какие-то суммы?
Общая оценка опыта участия в проекте
Чтобы понять, как в целом участницы оценивают свое участие в проекте «Мануфактуры», респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале суждения на степень своего согласия с ними. Абсолютное большинство (96% оценок «4» и «5») считают, что не зря потратили время, почти столько же (91%) согласились с тем, что их участие в проекте было продуктивным и полезным. Высказывают намерение заниматься работой по изготовлению игрушек чуть более половины опрошенных (53%), а положительно оценили идею проекта и его реализацию 65%.
Также абсолютное большинство (92%) в процессе обучения смогло произвести несколько игрушек, однако на следующий уровень реализации продукта вышло гораздо меньше. Так, треть опрошенных (32%) создала свою страницу в социальных сетях для продажи игрушек, а каждому пятому (21%) удалось продать несколько экземпляров. При этом многие (25%) проводили мастер-классы среди коллег и знакомых по производству игрушек, что говорит о том, что, хотя пока с коммерческой реализацией продукции у многих возникают трудности, участницы проекта готовы делиться приобретенными знаниями, тем самым расширяя охват социального воздействия проекта. По поводу продажи изделий важно отметить, что, вероятно, барьером к этому выступала неготовность открывать ИП или оформлять статус самозанятости, так как это неизбежно бы повлекло за собой потерю пособий, которые получают многие участницы.
Возвращаясь к поставленной цели в проекте, можно резюмировать, что по окончании проекта 21% опрошенных удалось получить доход от реализации произведенных изделий, что, конечно, не говорит о получении именно занятости, но свидетельствует об опыте получения дополнительного дохода.
Экономический и психологический аспекты влияния
На вопрос об изменении экономического положения семьи 29% опрошенных участниц исследования отметили положительный эффект, что в некоторой степени отвечает поставленной в проекте цели по обеспечению занятости своей целевой аудитории.
По результатам анализа была установлена слабая, но значимая связь между экономическим положением и психоэмоциональным состоянием семьи (коэффициент корреляции 0,23). Также в исследовании было зафиксировано, что при положительной атмосфере в семье финансовые проблемы воспринимаются менее остро, это гипотетически может означать, что при дополнительном улучшении климата внутри семьи неудовлетворительное материальное положение может реже являться предметом или причиной конфликтов, как и наоборот — при повышении экономического благополучия могут быть улучшены и психоэмоциональные показатели. Однако, чтобы более детально изучить характер данной взаимосвязи, необходимо проводить регрессионный анализ, что в задачи данного исследования не входило. В любом случае в рамках этой статьи важно зафиксировать наличие такой связи.
39% опрошенных отметили изменение психологического климата в семье и связывают это со своим участием в проекте. В некоторой степени этому способствовало привлечение детей и родственников к совместной деятельности в процессе производства и реализации ватных игрушек, к чему прибегали почти 19% опрошенных.
Насколько, по вашему мнению, участие в проекте повлияло на экономическое положение семьи в целом?
Насколько изменился в целом психологический климат в семье, с которой вы проживаете, по окончании проекта?
Совместная деятельность в семье сказалась и на положительных изменениях в отношениях между родственниками: такой вывод справедлив для 43% опрошенных. При этом женщины старшего возраста (старше 50 лет) значимо чаще отмечают такие позитивные изменения (коэффициент корреляции 0,249).
Индекс отношения в семье
Индекс изменения субъективного благополучия
Опрошенные достаточно высоко оценили влияние проекта на их субъективное благополучие: 74% поставили максимальные оценки «4» и «5». Понятие субъективного благополучия в данном случае включало в себя следующие показатели: ощущение уверенности в себе после проекта, раскрытие себя как творческой личности, снижение стресса после участия в проекте, ощущение причастности к проекту и повышение самооценки от участия в проекте.
Здесь будет уместно привести некоторые цитаты респондентов, относящиеся к оценке влияния проекта на них.
«Пошла в данный проект, чтобы поддержать маму-инвалида, которая очень заинтересовалась данным видом творчества. Не заметила, как сама увлеклась! С удовольствием смотрела мастер-классы и мастерила игрушки. Маме тоже очень помог данный проект: несколько лет назад у нее был инсульт, после этого она была очень долгое время в депрессии, но этот проект ее как окрылил! Мелкая моторика рук очень помогает восстановлению, депрессию как рукой сняло! В дальнейшем планируем на продажу делать такие замечательные игрушки. Огромное спасибо такой отличной команде профессионалов! С нетерпением ждем следующий этап!» (Женщина, 34 года)
«Я вышла из многолетней депрессии, связанной с инвалидностью и потерей работы. Это главное и для меня очень существенное достижение. Спасибо проекту за возможность продолжать жизнь в радости». (Женщина, 55 лет)
«Я признательна проекту не только за полученные навыки и знания, но и за возможность получить психологическую отдушину через собственное творчество под руководством мастеров». (Женщина, 48 лет)
Эти результаты говорят о том, что проект помог его участникам повысить психологическое благополучие.
Общая оценка социального воздействия проекта
В логической модели проекта были заложены ожидаемые социальные результаты и социальное влияние для благополучателей проекта и показатели для их измерения. Учитывая эту логику, в завершение дадим общую оценку социального воздействия проекта.
Ожидаемый социальный результат включал в себя следующие аспекты: получение знаний в области технологий изготовления ватной игрушки, возможности дополнительного заработка путем реализации игрушек и профилактики эмоционального выгорания. Показатели для определения, насколько эти результаты были достигнуты: количество получивших знания, количество реализовывающих игрушки и отзывы об эмоциональном подъеме. Социальное влияние проекта определялось в модели как повышение уровня благосостояния социально незащищенных категорий граждан (то есть целевой аудитории проекта), в оценку которого были заложены количество благополучателей, реализовывающих игрушки, и факт трудоустройства в «Мануфактуру». Так, 91,7% опрошенных участников изготовили ватные игрушки, чему их обучали в ходе проекта, продать такие изделия смогли 21,5%, при этом при субъективной оценке 29% опрошенных отметили, что проект положительно повлиял на их экономическое положение. Вероятно, некоторые участники ощущают общее чувство перемен в жизни, а также оценивают свои перспективы в будущем, поскольку более половины заявили, что хотят продолжать заниматься ватными игрушками, а 31% уже создал свои страницы для продажи изделий. Также это можно подкрепить общим тезисом о долгосрочности, «отложенности» социальных эффектов в проектах импакт-инвестирования. Полученные комментарии респондентов свидетельствуют об их эмоциональном подъеме, а также о частичном разрешении психологических проблем и общем снятии стресса. 10,4% опрошенных вошли в рабочую группу проекта для реализации коммерческих заказов в «Мануфактуре», по словам организаторов постоянную занятость на предприятии получили 30 участниц.
Суммируя все результаты исследования, можно сказать, что, во-первых, главная цель проекта была достигнута, хотя и не в полной мере. Во-вторых, проект оказал сильное влияние на психологическое состояние участниц, о чем свидетельствуют многие цифры, а также комментарии респондентов. В-третьих, хотя влияние на экономическое благополучие участниц ощутимо ниже, надо еще раз подчеркнуть, что данные показывают готовность участниц продолжать заниматься новым делом, делиться своими знаниями, к чему можно относиться как к потенциалу обретения постоянной или частичной занятости и решения финансовых проблем в будущем.
Заключительные комментарии
С развитием рынка импакт-инвестирования вопрос об инструментах оценки социального воздействия таких проектов является очень актуальным. Данный кейс — пример того, как можно оценивать результаты своего проекта, его эффективность и то, как этот проект повлиял на жизнь его участников. Апробация методов оценки — важная процедура, которая дает возможность критически осмыслить используемый инструмент и усовершенствовать его. В данном случае социологический анализ является одним из подходов к оценке импакт-инвестирования, и на этом примере мы увидели, как его инструменты позволяют глубинно оценить различные изменения в жизни благополучателей. Тем не менее есть и ограничения, например, не все в ходе опроса могут отвечать честно или точно, поэтому важно сопоставлять разные показатели проекта, а также искать возможности применения более глубоких методов исследования, основанных, например, на психосемантическом подходе, проективных и полупроективных методах, сопоставлении данных, полученных из разных источников, например методом триангуляции, использовании данных Social Listening и т.п.
Елизавета Захарова
Аспирант факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Сергей Горбунов
Магистрант социологии публичной и деловой сферы НИУ ВШЭ
Светлана Моднова
Руководитель проекта «Мануфактура русской игрушки»
Manufacture project
Case study of the social and economic impact research
The Russian Toy Manufactory project was launched in the fall of 2020 by the Family Traditions Crafts Center with the support of the Presidential Grants Fund. The mechanics of the project is teaching the skills of creating quilted toys. The target audience of the project includes unemployed women over 50, mothers of disabled children, and mothers of large families.
During the year, the charity recipients were trained in online and offline formats to make quilted New Year’s toys and how to sell them. There were three levels of training to choose from: basic, intermediate and advanced ones.
Purpose and objectives of the project
The goal of the project is to provide full time or parttime employment to the target audience by opening a permanent platform for additional earnings — the Russian Toy Manufacture.
To achieve this goal, the following objectives were set:
- Creation and equipping of the production hall, educational center, museum and press center of the Manufacture;
- Development of a training program with the creation of online training platforms for the target audience, which will not be able to attend in-person events;
- Formation of the project target groups on territoriality principle in partnership with the government authorities of the Moscow region, friendly NGOs;
- Launch of an educational center with a continuous learning process;
- Media coverage of activities about the project;
- Opening of the Project Museum;
- Publication of a special project day book;
- Assessment of the project social impact for the possibility of replicating the practice.
Main quantitative outputs of the project
At the end of the project, the organizers provided the following quantitative outputs: during the year of the project implementation, more than 350 master classes were held, where more than 1,000 women participants were trained, 420 charity recipients under the project will be able to engage in mastered crafts at home, 550 received additional employment, 30 participants got a full time job at the Manufactory, the Quilted Toy Museum was opened.
Experience in assessing outcomes of an impact investment project
In September 2021, the Gladway Foundation for the Development of Media Projects and Social Programs conducted a sociological study among the graduates of the project (N = 155). The analysis of the data obtained is an attempt to assess outcomes of the impact investment project.
The purpose of the study was to investigate how the project affected its graduates’ lives. The study was divided into three blocks: the compilation of a socio-demographic profile of the project graduate, the determination of the psychological and economic status of the families of the participants at the start of the project, the assessment of the social impact on the charity recipients’ lives by fixing changes in the psychological atmosphere and economic situation.
Profile of the project charity recipients
As noted above, the project target audience includes unemployed women over 50 years old, mothers of disabled children, mothers of many children. The survey showed that the average age of the participants is 47.7 years, most of them are married, official and unofficial (65%), and live in their own apartment or private house (64.5%).
Where do you live now?
As a rule, female participants live with other relatives, every second has children under 18 years old, and every fifth has a disabled child. The vast majority of project participants are women with higher education (79%), but despite this, more than a third of the participants have financial problems: they do not have enough money to buy clothes, and some find it difficult to cover even daily expenses.
Evaluate your financial status at the
moment
Under very limited budgets, women who participate in the project often resort to loans to buy certain goods (29.6% of respondents). In this sense, statistically there is a direct relationship between the economic status of the family and the decision to purchase on credit: the study found that the part of the respondents who do not have serious material difficulties is less likely to resort to such a financial instrument as lending, or other forms of monetary loans. Nevertheless, again we draw attention to the fact that the participants in their majority have their own real estate for living or have the opportunity to live with relatives, pay for a mortgage or rent — 19% of respondents. Thus, the purchase of real estate is practically excluded from the structure of the participants’ expenses; the main monetary expenses are made to buy clothes and goods cheaper than 50 thousand rubles. As the study suggests, many categories of purchases are generally not relevant, since they were probably already purchased a long time ago (spending on different categories of goods was set with a restriction in the last 3 years). These can be an apartment, a cottage, a car, a furniture set, etc.
Psychological and economic status of the participants at the start of the project
To be able to assess the social impact of the project, the economic and psychological status of the participants at the start of the project was recorded. A little more than a third of respondents at the time of the start of participation in the project had a main job, and sometimes an additional part-time job. The subgroup of unemployed participants is larger — 63%, among which 15% of the total number of respondents are caring for a sick child.
In some measure, this determines the picture that we saw in terms of saving practice. 41% of women surveyed indicated that they could not save money, as they “live from hand to mouth.” Only 18% can significantly save — to buy clothes, shoes, and trip.
Have you worked somewhere when you
started participate in the project?
Could you save some amounts after
monthly mandatory payments (utilities,
mortgages, loans, etc.)?
Overall evaluation the experience of participation in the project
To understand how participants generally evaluate their participation in the Manufacture project, respondents were asked to rate their judgment on a 5-point scale on the degree of their agreement with them. The vast majority (96% of «4» and «5» ratings) believe that they did not waste time, and almost the same number (91%) agreed that their participation in the project was productive and useful. A little more than half of the respondents (53%) express their intention to engage in the manufacture of toys, and 65% positively assessed the idea of the project and its implementation.
Also, the absolute majority (92%) in the learning process was able to produce several toys, but much less went to the next level of product implementation. Thus, a third of respondents (32%) created their page in social networks for the sale of toys, and every fifth (21%) managed to sell several items. At the same time, many (25%) conducted master classes among colleagues and acquaintances in the production of toys, which suggests that although many still have difficulties with the commercial sale of products, the project participants are ready to share the knowledge gained, thereby expanding the coverage of the social impact of the project. Regarding the sale of products, it is also important to note that probably the barrier to this was the unwillingness to register as an individual entrepreneur or self-employment status, since this would inevitably entail the loss of benefits that many participants receive.
Returning to the goal in the project, we can summarize that at the end of the project, 21% of the respondents managed to receive income from the sale of manufactured products, which, of course, does not mean exactly the employment, but means the experience of obtaining additional income.
Economic and psychological aspects of impact
When asked about the change in the family economic status, 29% of the surveyed participants noted a positive effect, which to some extent meets the goal set in the project to ensure the employment of their target audience.
According to the analysis results, there was established a weak but important relationship (correlation coefficient 0.23) between the family economic and psychological and emotional status. Also the study recorded that financial problems are perceived less acutely where is a positive family atmosphere, which hypothetically may mean that with an additional improvement in the family atmosphere, an unsatisfactory financial status may less often be the subject or cause of conflicts, as well as vice versa — with an increase in economic well-being, psychological and emotional indicators can also be improved. However, in order to study in more detail the nature of this relationship, it is necessary to conduct regression analysis, which was not included in goals of this study. In any case, it is important to document the existence of such a link within the scope of this article.
39% of respondents noted a change in the family psychological atmosphere and associate it with their participation in the project. To some extent, this was facilitated by the involvement of children and relatives in joint activities in the process of production and sale of quilted toys, which was resorted to by almost 19% of respondents.
To what extent do you think
participation in the project impacted the
family economic status as a whole?
How much the overall psychological
atmosphere in the family where you live
has changed at the end of the project?
Joint activities in the family also affected the positive changes in relations between relatives: this conclusion is true for 43% of respondents. At that older women (over 50 years old) significantly more often note such positive changes (correlation coefficient 0.249).
The family relationship index
Index of change in subjective well-being
Respondents highly appreciated the project impact on their subjective well-being: 74% gave the maximum ratings of «4» and «5». The concept of subjective well-being in this case included the following indicators: a sense of self-confidence after the project, self-expression as a creative person, the reduction of stress after participating in the project, a sense of involvement in the project and an increase in self-evaluation from participation in the project.
In this case, also it will be appropriate to cite some respondents’ quotes related to evaluation of the project impact on them:
"I went to this project to support my disabled mother, who was very interested in this type of creativity. I didn’t notice how I got carried away! I watched master classes and made toys with pleasure. My mother was also very helped by this project: a few years ago she had a stroke, after that she was depressed for a very long time, but this project inspired her! Fine manual skills greatly help recovery, and depression disappeared like magic! In the future, we plan to make such wonderful toys for sale. Many thanks to such an excellent team of professionals! We look forward to the next stage!" (Female, 34 years old)
"I came out of long-time depression related to disability and job loss. This is the main and very significant achievement for me. Thanks to the Project for the opportunity to continue living a life of joy." (Female, 55 years old)
"I am grateful to the project not only for the skills and knowledge gained, but also for the opportunity to get a psychological «escape» through my own creativity under the guidance of Masters." (Female, 48 years old)
These outputs suggest that the project helped its participants to improve psychological well-being.
Overall assessment of the project social impact
The logical model of the project laid down the expected social outcomes and social impact for the charity recipients under the project and indicators to measure them. Given this logic, in conclusion, we will give an overall assessment of the project social impact.
The expected social outcomes included the following aspects: obtaining knowledge in the field of technologies for making quilted toys, the possibility of additional earnings through the sale of toys and the prevention of burnout. Indicators to determine the extent to which these outcomes were achieved: the number of those who received knowledge, the number of people selling toys and reaction to emotional recovery. The project social impact was defined in the model as an increase in the level of well-being of disadvantaged groups (that is, the project target audience), the assessment of which included the number of charity recipients who sold toys and the fact of employment in the Manufacture. Thus, 91.7% of the surveyed participants made quilted toys, which they were taught during the project, 21.5% were able to sell such products, while with a subjective assessment, 29% of respondents noted that the project had a positive impact on their economic status. It’s likely that some participants feel a general sense of change in their life, as well as assess their prospects for the future, as more than half said they want to continue to produce and sell quilted toys, and 31% have already created their pages to sell products. It can also be supported by a general thesis about the long-term, «time lags» of social effects in impact investment projects. The respondents’ comments indicate their emotional uplift, as well as the partial resolving of psychological problems and the general stress release. 10.4% of respondents entered the project working group to perform commercial manufacturing jobs in the Manufacture, according to the organizers, 30 participants got a full time job at the enterprise.
Summarizing all the outcomes of the study, we can say that, firstly, the main goal of the project was partially achieved, although was not in full. Secondly, the project had a strong impact on the psychological well-being of the participants, as evidenced by many figures, as well as respondents’ comments. Third, while the impact on participants’ economic well-being is significantly lower, it should be emphasized once again that the data also show a willingness to continue to engage in new business, to share their knowledge, which can be treated as a potential to get full time or part-time job and solve financial problems in the future.
Comments at conclusion
With the development of the impact investment market, the question of tools for assessment the social impact of such projects is very relevant. This case is an example of how you can assess your project outputs, its effectiveness and the extent to which this project has impacted on its participants’ lives. Testing assessment methods is an important procedure that makes it possible to reflect critically on the tool used and improve it. In this case, sociological analysis is one of the approaches to the assessment of impact investing, and in this example we saw how its tools allow us to in-depth assess various changes in the charity recipients’ lives. However, there are limitations, for example, not everyone during survey can answer honestly or accurately, so it is important to compare different indicators of the project, as well as to look for opportunities to apply deeper research methods based, for example, on a psycho-semantic approach, projective and semi-projective methods, comparing data obtained from different sources — for example, triangulation, using Social Listening data, etc.
Elizaveta Zakharova
PhD student at the HSE Faculty of Social Sciences
Sergey Gorbunov
Master Student in Sociology of Public and Business Sphere, HSE
Svetlana Modnova
Head of the Russian Toy Manufacture Project
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl