Поворот «налево» запрещен: как победить воровство в компании
На вопрос, сколько воруют в вашей компании, ни один собственник не даст точный ответ. Одни владельцы компаний не владеют такой информацией, другие — стесняются назвать цифры.
По информации Retailer.ru, официальные потери компаний от хищений сотрудников за 2018 год составили около 1 млрд руб. Причем неофициальные цифры в несколько раз выше. Можно ли в принципе пресечь воровство персонала? Опыт нашей компании показывает, что это возможно!
Вариации на «левую» тему
В 2011 году, когда мы с моим мужем Шерзодом Турсуновым купили первый автосервис, ежемесячный убыток составлял 1 млн руб. Мы не были знакомы со спецификой автобизнеса, и недобросовестные сотрудники беззастенчиво этим пользовались. Вот лишь некоторые вариации воровства, с которыми нам пришлось иметь дело:
- Мастер мог при ремонте установить клиенту не новую, а б/у деталь. Новую забирал себе и перепродавал.
- Ремонтировались «левые», неучтенные автомобили.
- Мастер мог завысить стоимость работ и положить разницу в карман.
- Мастер мог провести работы и взять деньги в обход кассы, наврав, что проблему клиента решить не удалось.
Учет «на коленке»
Проблема была в том, что учет велся буквально «на коленке»: ни рабочее время сотрудников, ни использование запчастей компания не контролировала. В результате клиенты были, а прибыли — не было. Мириться с этим мы не хотели.
Перво-наперво мы изучили все внутренние процессы: сколько времени занимает каждый вид работ, как ведется запись клиентов, кто за что отвечает и по каким показателям оценивать эффективность каждого звена — от оператора колл-центра до управляющего. Это заняло у нас несколько месяцев: Шерзод провел эти месяцы в производственных и сервисных подразделениях компании и составил точную картину положения дел. Как только сотрудники поняли, что с учетом «на коленке» компания мириться не будет, самые откровенные формы воровства исчезли. Распрощаться с ними нам помогли информационные технологии.