Шерше ля фам
Женщины принимали очень активное участие во Французской революции. Одни из них использовали перемены для того, чтобы начать борьбу за равноправие с мужчинами, другие становились радикальными борцами с монархией, третьи и вовсе брались за оружие.
Теруань де Мерикур
Анну-Жозефу Теруань нередко называют просто авантюристкой. В 17 лет она сбежала то ли из дома, то ли из монастыря, куда её отдал отец, и уехала в Англию. По одной из версий — с соблазнившим её англичанином, по другой — с англичанкой. Ненадолго — пресытившись жизнью в ТуманномАльбионе, Анна вернулась во Францию. Там она сразу попала под очарование идей революции и равноправия для женщин. «Женщины имеют те же естественные права, что и мужчины, поэтому крайне несправедливо, что мы не имеем таких же прав в обществе», — писала Анна.
5 октября 1789 года Анна-Жозефа, уже успевшая сменить имя на Теруань де Мерикур (по названию местечка, в котором родилась), возглавила «поход на Версаль». Она ехала верхом, возглавляя толпу из нескольких тысяч парижанок — так называемых «амазонок революции». Процессия двинулась из столицы в Версаль с требованием хлеба, которого в Париже не было. Шествие носило отнюдь не мирный характер, многие женщины вооружились.
На следующий день королевскую семью повезли из Версаля в Париж. Теруань пожалела королеву и решила ехать рядом с ней в качестве защитницы. Этот жест не был забыт: в конце 1790 года Мерикур арестовали — за излишнюю мягкость к врагам революции.
Спасаясь от репрессий, Теруань сбежала в Австрию, но и там ей пришлось несладко: местные французы относились к ней холодно и даже писали на неё доносы. После одного из них Теруань оказалась в тюрьме. В заключении с ней встретился австрийский император Леопольд, после чего приказал отпустить революционерку. Теруань решила вернуться на родину — там она вновь стала популярна как жертва «тиранических преследований».
Теруань де Мерикуры
Школы женские открыли
Для того, чтоб наши дуры
В нигилистки выходили.
Николай Щербина,
«Французская революция на русский лад», 1850-е годы
Но во Франции де Мерикур обнаружила, что политические оппоненты якобинцев подвергаются репрессиям. 31 мая 1793 года она выступила на площади против таких методов. После выступления на неё набросились несколько женщин-якобинок, сорвали одежду и высекли розгами. Психика Теруань не выдержала боли и унижения: она сошла с ума и была отправлена в сумасшедший дом, где и умерла в возрасте 54 лет.
Манон Ролан
«Свобода, они и тебя забрызгали кровью». Этими словами завершилась жизнь Манон Ролан, активистки, борца за революцию и просто красавицы.
Поначалу всё в жизни Манон шло прекрасно: дочь гравёра, который сколотил состояние на торговле драгоценностями, получила прекрасное образование, обучившись географии, музыке, живописи, латыни и истории искусств. Девочка при этом была очень религиозна и даже подумывала об уходе в монастырь, но потом увлеклась философией и историей, особенно Плутархом, Вольтером и Жан-Жаком Руссо.
В 1780-м она познакомилась с Жаном-Мари Роланом де Ла Платьером. Он был старше её на двадцать лет. Ролан был яркой политической фигурой, экономистом и публицистом. В 1792 году он стал министром внутренних дел в новом, образовавшемся в результате революции, правительстве. Супругу он считал своей помощницей и соратницей, но мадам Ролан не могла смириться со столь скромной ролью.
Когда муж был назначен министром, она получила возможность с головой нырнуть в политику. Манон верила, что революция обновит мир, считала, что всё улучшить можно с помощью хорошего правления и законов, но права женщин её особо не волновали. Её назвали «единственным мужчиной, которого выставила Жиронда».