Техпарад
Урбанистика: Трехмерные трущобы
Бразильские фавелы полны контрастов. Эти живописные, но нищие районы стали одной из достопримечательностей Рио-де-Жанейро – и центрами высокой криминальной активности. Даже полиция остерегается появляться на некоторых местных перекрестках. Однако комиссара по городскому планированию Вашингтона Фажардо это не остановило.
Вооружившись портативным лидаром, Фажардо обошел самую известную и крупную из фавел, Росинью, где только по официальным данным живет около 70 тыс. человек (а по неофициальным – втрое больше). Эти улицы и здания десятилетиями возводились местными жителями самостоятельно, без всякого плана и присмотра властей, словно ракушки, нарастающие на дне. Поэтому ученые из лаборатории Senseable City Массачусетского технологического института (MIT) совместно со студией знаменитого итальянского архитектора Карло Ратти решили изучить этот «естественный рост», а Фажардо вызвался помочь со сбором данных. В ходе проекта Favelas 4D удалось построить детальную трехмерную модель улиц и фасадов и получить множество неочевидных сведений о жизни внутри Росиньи. По словам ученых, прежде не существовало даже официальных детальных карт фавелы.
Водородовоз
Немецкий концерн Alstom SA успешно завершил испытания нового локомотива Coradia Ilint на топливных элементах. Проект базируется на дизельных Alstom Coradia Lint 54. Он был впервые представлен в 2016 году, а в 2018-м получил премию GreenTec Mobility Award. С тех пор два экспериментальных локомотива проходили тесты на специально выделенных трассах в Нижней Саксонии. А с весны 2022 года водородный iLint начнет возить пассажирский состав на своей первой линии – пока региональной, от Гамбурга до приморского Куксхафена. Он сможет развивать скорость до 140 км/ч и покрывать до 1000 км без дозаправки, принимая до 150 сидящих и 150 стоящих пассажиров. iLint вызывает большой интерес и в соседних странах: ожидается, что к 2030 году более 10% железнодорожных перевозок в Европе будут переведены на питание водородом.
Техника: Бесконтактный ротор
В роторах электродвигателей широко используются постоянные магниты. Самые лучшие из них получают из редкоземельных металлов, таких как неодим, недешевых и «грязных» в производстве. К тому же почти все их разработки контролирует Китай. Чтобы избавиться от этой зависимости, многие производители пытаются использовать двигатели без постоянных магнитов. Разработчики из немецкого стартапа Mahle заменили их обмоткой электромагнита. При этом для подведения к нему электричества не требуются графитные щетки или другие истирающиеся контакты. Энергия передается на ротор с помощью электромагнитной индукции – по тому же принципу, что и в беспроводных зарядках для мобильных телефонов.