Тачанка XXI века
На Параде Победы по Красной площади впервые проехали брутальные вездеходы-багги «Чаборз М-3». «Популярная механика» за пару недель до этого побывала на производстве необычных машин и погоняла на них в окрестностях Грозного.
Если и есть где-то на земле рай для настоящих воинов, то это Российский университет спецназа в Гудермесе. В живописном месте в предгорьях Кавказа расположились разнообразные стрельбища, полосы препятствий, автомобильные трассы, бассейны, спортивные сооружения, гостиницы и автомобильные мастерские. Последние и были нашей целью: мы приехали посмотреть на производство отечественных военных багги и протестировать их.
Военные багги – это современная реинкарнация легендарных тачанок начала XX века. Конная рессорная повозка со станковым пулеметом пришла на смену традиционному расчету пулеметов Максима, передвигавшихся на повозках артиллерийского типа. Неподрессоренные тяжелые повозки не успевали за подвижной кавалерией, и она оставалась без важного пулеметного прикрытия. Подрессоренная тачанка, запряженная парой-тройкой лошадей, поспевала за конницей, позволяла вести огонь с ходу и, как правило, применялась для огня с флангов, прикрывая фронтальные сабельные атаки.
Короли пустыни
Идея современных «тачанок»-багги пришла американцам в 1950-е годы. Легкие скоростные открытые рамные машины с приводом на задние колеса и большим ходом подвески оказались идеальными для патрулирования протяженных южных границ США. Первым поставщиком военных машин стала компания Chenowth, ранее производившая багги для гонок по калифорнийским пляжам. Машины выпускались небольшими партиями, и долгое время их можно было увидеть разве что в боевиках – там на них эффектно разъезжали бойцы спецподразделений. Звездный час боевых багги настал с началом операции «Буря в пустыне». На этих машинках, мгновенно ставшими звездами фоторепортажей, гоняли по пустыне не только американцы, но и их британские коллеги. Именно багги FAV (Fast Attack Vehicle) с «морскими котиками» за рулем первыми вошли в столицу Кувейта. После этой операции машины получили еще одно обозначение – DPV (Desert Patrol Vehicle). Дальнейшие американские операции на Ближнем Востоке и в Афганистане сделали эффектный автомобильчик еще более популярным, и заказы из разных стран посыпались на компанию Chenowth Racing Products как из рога изобилия. Появилась и более легкая версия багги – LSV (Light Strike Vehicle). Среди покупателей этих машин числятся армии Греции, Кувейта, Мексики, Омана, Португалии, Испании, Бангладеш и Великобритании. Некоторые страны стали самостоятельно переделывать для военных гражданские модели: например, Казахстан использует переделанные багги Can-Am.