Мгновения триумфа
От деревянного чемоданчика, в котором уполномоченный сотрудник возил с собой 30 секундомеров, до десятков тонн оборудования, высокой науки и искусственного интеллекта – вот путь официального хронометриста олимпийских игр, пройденный за почти восемь десятков лет швейцарской компанией Omega.
Спорт и отсчет времени издавна шли рука об руку, однако понятие официального хронометриста Олимпиад появилось только на X Олимпийских играх, проходивших в 1932 году в Лос-Анджелесе. На предыдущих Играх в Амстердаме проблему точного отсчета пытались решить, одновременно запуская секундомеры сразу нескольких производителей. Что в итоге? Все приборы показывали близкие, но разные результаты. Чтобы определить победителя, судьям приходилось выводить среднее арифметическое из нескольких показаний, и оно фактически подменяло собой реальное достижение атлета.
Один в ответе за все
Чтобы покончить с этой несправедливостью, МОК начал поиски единственного официального хронометриста Игр – производителя сплит-секундомеров (приборов, позволяющих фиксировать и сравнивать отдельные промежутки времени), которые отличались бы подтвержденной в тестовых обсерваториях высокой точностью. Выбор пал на компанию Omega, и в 1932 году тот самый уполномоченный хронометрист со своим чемоданчиком отправился из швейцарского города Биль, где находится штаб-квартира компании, на другой конец света, в Лос-Анджелес. На этого единственного человека возлагалась огромная ответственность: он должен был не только обеспечить контроль времени на всех соревнованиях, но каждый вечер после олимпийского дня тщательно проверять точность и работоспособность всех 30 приборов. Для сравнения: на летних играх в Токио команда профессиональных хронометристов будет состоять из 530 сотрудников Omega, которым помогут 900 волонтеров.