Делегирование полномочий: как отпустить контроль и научиться передавать задачи другим
Под делегированием принято понимать передачу обязанностей или задач друг другу — например, руководителем своему подчиненному или помощнику. Forbes Life изучил, как правильно делегировать задания и поручения, как сделать этот процесс эффективным и каких ошибок стоит избегать
Почему нам трудно делегировать задачи
Специалисты Гарвардской бизнес-школы называют делегирование «жизненно важным управленческим навыком», который, впрочем, для некоторых может быть сложно применимым на практике. Тем не менее им важно обладать — главным образом потому, что неумение передавать свои обязанности или даже полномочия кому-либо может привести сотрудника или руководителя к переработкам или сбить фокус его внимания на второстепенные или и вовсе бессмысленные задачи. Эксперты бизнес-школы приводят следующие причины, почему делегировать бывает непросто:
- убежденность, что объяснить сущность задачи труднее и дольше, чем выполнить ее самим;
- чувство вины от того, что другой сотрудник будет загружен работой;
- уверенность, что никто другой не справится с этим делом или полномочиями лучше;
- отсутствие доверия к коллегам или подчиненным и сомнение в их компетенциях.
«Делегирование — это критически важный навык для руководителей любого уровня, и его освоение может стать для них сложным из-за того, что они опасаются потерять контроль над работой или не уверены в способностях других людей», — объясняет коуч по лидерству Хелен Уэйл, отмечая, что основные аспекты в этом процессе — доверие к коллегам и подчиненным, особенно если речь идет о работе в команде. Кроме того, делегирование само по себе — эффективный способ обучения: передав обязанности сотруднику, руководитель таким образом может обучить его новым навыкам и повысить его компетенции.
Как передать задачу другому и получить от этого пользу
Как и в других рабочих процессах, в делегировании есть свои правила и принципы. Бизнес-тренер компаний Business Relations Арсен Рябуха приводит такие основные пункты, на которые стоит опираться при передаче обязанностей и задач:
- делегируйте по собственному желанию, а не потому, что «надо»;
- выбирайте человека с должным отношением к своей работе и с готовностью к новым полномочиям — ответственного, исполнительного, обладающего необходимыми знаниями и навыками для решения поставленной задачи;
- исходите из доверия и перестаньте тревожиться по поводу того, как все идет без вашего участия.
«В вопросах делегирования для исполнителя важны методы исполнения, а для руководителя — полученный результат, — подсказывает Рябуха. — Очень важно оказывать поддержку сотруднику, но при этом не делать все за него, ведь в противном случае смысл делегирования теряется. С самого начала нужно внушить человеку мысль, что он справится с этой задачей». Такое относительно вовлеченное отношение к работе сотрудников сделает их более включенными в жизнь и деятельность компании и повысит их заинтересованность в ее успехе и развитии — главным образом потому, что они будут чувствовать себя значимыми для руководства, а в своих действиях смогут увидеть смысл, пользу и эффективность.