Как вчерашние студенты построили сервис для подготовки к экзаменам и продали 25% VK
Студент Казанского федерального университета (КФУ) Дмитрий Данилов в 2015 году подрабатывал онлайн-репетитором: создал страничку во «ВКонтакте» под псевдонимом Дмитрий Тесла, искал там учеников среди одиннадцатиклассников и готовил их к ЕГЭ по физике. Через год это начинание переросло в бизнес. Теперь 25-летний Данилов руководит онлайн-школой «Умскул», которая готовит школьников к ОГЭ и ЕГЭ. В ней работают около 50 преподавателей, за 2022 год через нее прошли 90 000 учеников
Стартап, запущенный Даниловым и партнерами, кратно вырос за последние годы. По данным исследовательской компании Smart Ranking, сегодня он занимает шестое место среди 100 крупнейших в России EdTech-компаний и второе — в сегменте детского дополнительного образования. Росту «Умскул», как и других образовательных онлайн-проектов, способствовала пандемия. В 2020 году число учеников платформы выросло до 32 000, а выручка, по оценке Smart Ranking, составила 1,5 млрд рублей. В 2022 году, по словам Данилова, «Умскул» выручил почти 2,5 млрд рублей.
Проект заметили корпорации. В октябре 2021 года VK стала владельцем 25% «Умскул». Сумма сделки составила 950 млн рублей, а всю компанию оценили в 3,8 млрд рублей.
Дмитрий Данилов родом из Чебоксар. По окончании школы он переехал в Казань и поступил в Институт физики КФУ на специальность «информационная безопасность». Прежде чем заняться онлайн-репетиторством, Дмитрий как преподаватель сотрудничал с разными локальными центрами по подготовке к экзаменам, например со школой «Квентин». Но доход в офлайне не превышал 50 000 рублей в месяц. Тогда Данилов попробовал преподавать онлайн и, увидев, что так можно зарабатывать вдвое больше, сосредоточился на дистанционном формате.
Одним из учеников Данилова стал Илья Филимоненков. Окончив программу, он начал ассистировать Дмитрию в преподавании и вскоре предложил ему сделать свою онлайн-школу. Так в 2016 году появилась образовательная платформа «Умскул». Тогда школьникам уже были доступны курсы от других крупных российских онлайн-школ — «Фоксфорда» и Maximum Education. Но конкуренция с ними Дмитрия не пугала: «Я был преподавателем и видел, что есть хорошие результаты, ученикам нравится, их много. Значит, это можно масштабировать».
В 2016 году в России почти не было онлайн-школ с молодыми преподавателями, отмечает Данилов. В этом он видел конкурентное преимущество своего проекта. О преподавателях — сверстниках учеников как отличительной особенности «Умскул» говорит и основательница Smart Ranking Дарья Рыжкова: «Обучение на опыте ровесников, успешно прошедших ОГЭ и ЕГЭ, может снижать уровень стресса у обучающихся — им с учителями гораздо легче понимать друг друга».
Данилов вложил в запуск около 200 000 рублей. Партнеры создали страничку на сайт-конструкторе. Там хранились записи занятий. Сами вебинары проходили на сторонней платформе видеоконференций ClickMeeting. Учеников привлекали через «ВКонтакте»: находили их в поиске и предлагали прийти на курсы.
На старте Данилов сам преподавал физику в «Умскул», а Филимоненков занимался операционной деятельностью. С проектом сотрудничали около десятка преподавателей по разным предметам. Стартап зарабатывал на комиссии, ее размер основатели не раскрывают.
Партнеры сделали ставку на вовлеченность учеников. Поэтому часто добавляли в занятия креатив: например, преподаватели использовали в объяснении теорий мемы, могли подготовить тематическую презентацию под инфоповод или в праздник провести урок в костюме. Несмотря на это, в первые месяцы проект был убыточным. Данилов ежемесячно вкладывал в него по несколько десятков тысяч рублей.