Почему российской экономике не поможет увеличение госдолга
Из-за возросших санкционных рисков Минфину вряд ли удастся занять у инвесторов запланированный на следующий год объем средств, необходимый для реализации майского указа Путина
По итогам 2018 года российский бюджет окажется профицитным впервые с 2011 года. С учетом последних правок, внесенных недавно в Госдуму, в этом году профицит составит 2,1% ВВП (по сравнению с исходным прогнозом о дефиците в 1,3% ВВП). Переход от дефицитного к профицитному бюджету стал возможен благодаря росту цен на нефть до максимальных отметок с 2014 года. По прогнозу бюджет останется профицитным до 2021 года при цене на нефть в районе $60 за баррель.
После нескольких лет жесткой бюджетной политики (в 2016-2017 году расходы бюджета были заморожены в номинальном выражении) с 2019 года бюджет начнет активнее использоваться для стимулирования довольно скромного роста российской экономики. Для достижения целей, поставленных в майском указе президента, бюджетные расходы были увеличены на 10% в 2019-м и в 2020-х годах по сравнению с предыдущими планами.
Ожидается, что рост расходов в значительной мере (примерно на 30%) будет профинансирован за счет повышения НДС с 18% до 20% в 2019 году. Но еще более важным источником финансирования должен стать рост государственных заимствований — на 86% в 2019 году и на 60% в 2020 году по сравнению с прежними планами.
Зачем вообще нужны заимствования, если прогнозируется, что бюджет будет профицитным? Дело в том, что согласно бюджетным правилам государство может тратить лишь часть нефтегазовых поступлений. Доходы, полученные благодаря росту цен выше $40 за баррель (этот уровень ежегодно индексируется на 2 п. п.), не расходуются, а направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Без учета этих средств бюджет все еще остается дефицитным (2,7% ВВП в 2018 году и 1,5% ВВП в 2019-2021 годах). Наличие этого дефицита и объясняет необходимость государственных заимствований.